Потеря речи – одно из самых тяжелых последствий поражения головного мозга, значительно ухудшающее качество жизни человека. Афазия – это нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при органических заболеваниях или травмах мозга, является наиболее частой причиной подобного отклонения.
В нашей статье вы узнаете, как распознать заболевание, какие существуют современные методы его коррекции и почему так важна комплексная нейрореабилитация.
Афазия – одно из наиболее серьезных и распространенных осложнений инсульта, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей и нейродегенеративных заболеваний мозга.
Речь – сложная функция, в реализации которой принимают участие многие отделы ЦНС. Выделяют два основных речевых центра в коре больших полушарий:
Данные участки коры соединены между собой дугообразным пучком нервных волокон. Также в речевую систему входят префронтальная кора, отвечающая за регуляцию речи, и теменно-височно-затылочная область, где происходит интеграция различных видов информации – слуховой, зрительной, кинестетической.
При афазии в разной степени страдают различные языковые уровни: фонетика (произношение отдельных звуков речи), лексика (словарный запас), грамматика (правила словоизменения и словообразования), семантика (смысловое значение слов). Характер нарушений зависит от локализации и тяжести поражения центральной нервной системы.
Распространенность афазий в популяции составляет 0,1–0,4 % и увеличивается с возрастом. У мужчин речевое расстройство встречаются чаще, чем у женщин. К году после перенесенного инсульта нарушение наблюдается у 21–38 % пациентов. При тяжелой черепно-мозговой травме частота патологии достигает 50 %.
Наиболее частой причиной афазии (около 70 % случаев) является острое нарушение мозгового кровообращения – ишемический или геморрагический инсульт в бассейне средней мозговой артерии.
К развитию афазии также могут привести:
Факторы риска афазии во многом совпадают с факторами риска тех заболеваний, которые приводят к поражению речевых зон мозга. Наиболее значимым из них является пожилой возраст, поскольку с годами увеличивается вероятность развития инсульта, нейродегенеративных процессов, опухолей.
Серьезную угрозу представляет артериальная гипертензия – повышенное артериальное давление повреждает стенки сосудов, приводит к их атеросклеротическим изменениям и значительно повышает риск острых нарушений мозгового кровообращения.
Сахарный диабет, особенно в сочетании с ожирением и дислипидемией, способствует прогрессированию атеросклероза, микроангиопатии, утолщению базальной мембраны сосудов мозга. Это часто приводит к лакунарным инфарктам в зонах, ответственных за речь.
Большую опасность таят в себе различные нарушения сердечного ритма, в первую очередь, фибрилляция предсердий. При этой аритмии повышается риск образования тромбов в полостях сердца с последующей тромбоэмболией церебральных артерий и развитием ишемического инсульта.
Вероятность афазии значительно возрастает при сидячем, малоподвижном образе жизни. Гиподинамия не только способствует набору лишнего веса, но и ухудшает реологические свойства крови, приводит к венозному застою, гипоксии мозга.
Курение – один из главных модифицируемых факторов риска сосудистых катастроф. Никотин и другие компоненты табачного дыма вызывают спазм сосудов, усиливают агрегацию тромбоцитов, нарушают обмен липидов и углеводов, ускоряя тем самым развитие атеросклероза.
Среди факторов риска афазии травматического генеза следует отметить мужской пол и молодой возраст. Мужчины в целом более подвержены черепно-мозговым травмам вследствие особенностей поведения и профессиональной деятельности. Опасность представляют контактные виды спорта (бокс, единоборства), а также злоупотребление алкоголем, приводящее к падениям и дракам.
Классификация афазий, предложенная выдающимся отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией, основана на представлении о динамической мозговой организации речевой деятельности и учитывает первичное звено в структуре дефекта. Согласно этой классификации, выделяют несколько основных форм патологии.
Эфферентная моторная, или афазия Брока, возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария (зоны Брока). При этой форме первично нарушается экспрессивная речь, то есть способность к речевому высказыванию.
В основе афферентной моторной формы патологии лежит нарушение проприоцептивной импульсации от органов артикуляции вследствие поражения нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий.
Акустико-гностическая, или сенсорная афазия Вернике, обусловлена поражением задней трети верхней височной извилины доминантного полушария (зоны Вернике).
Акустико-мнестический тип отклонения развивается при патологии средних отделов височной области, которые отвечают за слухоречевую память. Ведущий дефект – нарушение запоминания и удержания в памяти речевых звуков.
Амнестико-семантическая афазия связана с поражением зоны ТРО (височно-теменно-затылочной области), где происходит интеграция различных видов афферентации - слуховой, зрительной, кинестетической.
Динамическая форма обусловлена патологией лобных долей мозга, которые программируют и регулируют речевую деятельность. Основным симптомом является нарушение внутренней речи, страдает построение развернутого речевого высказывания, возникают персеверации, эхолалии.
Афазия проявляется целым комплексом речевых и неречевых симптомов. Нарушения устной речи могут затрагивать фонетику (звукопроизношение), лексику (словарь), грамматику (словоизменение и связь слов в предложении), понимание обращенной речи.
Общие симптомы патологии:
При моторных афазиях первично нарушен процесс говорения (экспрессивная речь) при относительной сохранности понимания речи.
При эфферентной моторной афазии пациенты испытывают трудности артикуляции, не могут найти нужные артикуляционные позы, их речь состоит из отдельных искаженных слов, чаще существительных. Предложения упрощены, аграмматичны. Но при этом человек понимает обращенную речь, отдельные инструкции, свой дефект.
При афферентной моторной афазии первично страдает произношение отдельных звуков, в особенности близких по артикуляции. Звуки уподобляются друг другу, заменяются на более простые в артикуляционном плане. В целом речь остается плавной, с сохранной интонацией, но малопонятной из-за обилия литеральных парафазий. Понимание речи относительно сохранно.
Первично нарушается фонематический слух – способность различать смыслоразличительные признаки звуков, что приводит к непониманию речи. Собственная речь пациента беглая, со множеством парафазий, логореей (речевыми обстоятельствами), но малопонятная для окружающих. Чтение и письмо также грубо нарушены.
Ведущим симптомом является сужение объема слухоречевой памяти, нарушение запоминания и воспроизведения слов и текстов. Пациенты не могут запомнить название предмета, повторить серию слов или предложение. В спонтанной речи наблюдаются вербальные парафазии. Понимание речи ограничено уровнем отдельного высказывания.
Грубых нарушений звукопроизношения, называния и понимания речи нет. Однако больные испытывают трудности в оперировании сложными логико-грамматическими структурами языка (понимании и построении конструкций с инверсией – «брата отец», атрибутивных конструкций, выражающих пространственные отношения). Нарушается внутренняя речь, контроль за своим и чужим высказыванием.
Речь больных характеризуется инертностью, застреванием на отдельных словах и фразах, эхолалиями (повторением слов собеседника). Объем речевой продукции резко сокращен, развернутые высказывания недоступны. Пациенты испытывают трудности перехода от одного речевого элемента к другому, включения в речевую ситуацию. При этом артикуляция, воспроизведение и понимание речи остаются сохранными.
Диагностика афазии начинается со сбора жалоб и анамнеза заболевания. У большинства пациентов в дебюте отмечаются общемозговые симптомы – головная боль, тошнота, головокружение, расстройства сознания, судорожный синдром.
Затем неврологом проводится оценка общего статуса, выраженности двигательных, чувствительных, координаторных и других неврологических расстройств. Особое внимание уделяется праксису (способности к выполнению целенаправленных действий).
Речевые нарушения выявляются с помощью нейропсихологического тестирования, которое включает следующие пробы:
Исследуются также счет, память, интеллект, гнозис. Результаты тестирования позволяют определить ведущий речевой дефект, форму афазии и степень ее выраженности.
Из стандартизированных методик наибольшее распространение получили Луриевские пробы, Бостонский и Миннесотский тест.
Для уточнения характера и локализации очага поражения головного мозга проводится нейровизуализация – компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная (МРТ) томография. Данные методы позволяют обнаружить инсульт, опухоль, травматические изменения вещества мозга и другую патологию.
В острый период инсульта также выполняется ультразвуковое дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий для выявления атеросклеротических бляшек и стенозов. При подозрении на эпилептический генез афазии может быть назначена электроэнцефалография (ЭЭГ).
Терапия афазии – длительный, многоэтапный процесс, направленный на максимальное восстановление всех сторон речи. Она должна начинаться как можно раньше, сразу после стабилизации состояния пациента, и проводиться мультидисциплинарной командой специалистов – неврологом, логопедом, нейропсихологом, психотерапевтом.
Медикаментозное лечение назначается врачом-неврологом и зависит от основного заболевания и сопутствующей патологии. В острый период инсульта применяются тромболитики, антикоагулянты, дезагреганты, нейропротекторы. При опухолях мозга проводится хирургическое, лучевое, химиотерапевтическое лечение.
Из препаратов, улучшающих речевые функции, используются ноотропы (пирацетам, прамирацетам), нейрометаболические средства (церебролизин, актовегин), холинергические средства (ипидакрин, галантамин). Для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств назначаются антидепрессанты, анксиолитики, нейролептики.
Однако ведущую роль в реабилитации пациентов с афазией играют нелекарственные методы – логопедические занятия, нейропсихологическая коррекция, трудотерапия, физиотерапия, психотерапия.
Логопедическая работа строится поэтапно, дифференцированно, с учетом формы афазии, выраженности дефекта, индивидуальных особенностей человека. Вначале проводится растормаживание и стимуляция речевой активности (повторение слов и фраз, автоматизированная речь, пение, счет). Затем происходит постепенное усложнение заданий, расширение лексического запаса, обучение грамматически правильному оформлению высказываний. Используются различные виды упражнений:
На занятиях применяются разнообразные наглядные пособия, технические и мультимедийные средства. Активно вовлекаются сохранные анализаторы (зрительный, кинестетический), подключается предметно-практическая деятельность, моделирование ситуаций общения.
Важнейшее значение имеет участие родственников пациента в восстановлении речи. Они должны ежедневно проводить занятия дома, способствовать переносу восстановленных навыков в реальную жизнь, обеспечивать комфортную речевую среду.
Из высокотехнологичных методов лечения афазии в последнее время активно применяется транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивный метод, позволяющий избирательно влиять на активность нейронов коры головного мозга. ТМС левого полушария используется при моторных афазиях, стимуляция правого полушария – при речевых нарушениях сенсорного типа.
В Реабилитационном Центре «XXI век» для восстановления речи при афазии применяется комплексный мультимодальный подход. Опытные неврологи, логопеды, нейропсихологи используют самые современные методики, включая компьютерные технологии, ТМС, элементы когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии. Программа лечения разрабатывается индивидуально для каждого пациента с учетом тяжести его состояния, сопутствующих нарушений, социальных и личностных факторов.
Прогноз восстановления речи при афазии зависит от многих факторов:
Полное восстановление всех речевых функций возможно при ограниченных по объему поражениях мозга и легкой степени афазии. В большинстве случаев удается добиться частичной компенсации дефекта, улучшения коммуникативных возможностей пациента. При обширных повреждениях речевых зон, грубых нарушениях понимания речи и тотальной афазии прогноз менее благоприятен. Но даже небольшая положительная динамика значительно облегчает жизнь пациентов и их семей.
Основным направлением профилактики афазий является контроль факторов риска инсульта — артериальной гипертензии, атеросклероза, сахарного диабета, нарушений ритма сердца. Для этого необходимы регулярное наблюдение у терапевта или кардиолога, коррекция образа жизни, прием назначенных лекарств.
Также важны предупреждение черепно-мозгового травматизма, ранняя диагностика опухолей головного мозга. При появлении симптомов речевых отклонений необходимо своевременное обращение за медицинской помощью.
Восстановление речи у людей после афазии – непростой процесс, но он возможен практически в любом возрасте и при любой давности заболевания. Современные методы коррекционно-педагогического воздействия, интенсивные занятия с логопедом и нейропсихологом, новые подходы нейростимуляции способны творить чудеса, возвращая человеку столь важный навык общения.
Но успех лечения во многом зависит от настойчивости и активного участия в нем самого пациента и его близких. Только совместные усилия медиков, педагогов, психологов и родственников помогут человеку, перенесшему афазию, снова обрести речь и вернуться к полноценной жизни.
В Реабилитационном центре «XXI век» в Санкт-Петербурге готовы оказать современную и квалифицированную помощь пациентам с любыми формами речевых нарушений. Главная цель клиники – максимально улучшить коммуникативные и социальные возможности каждого человека, сделать его реабилитацию по-настоящему успешной и результативной.
Литература: