Заболевания головного мозга крайне опасны своими отдаленными последствиями. Выздоровление после острых и хронических отравлений, инфекций, инсультов и травм часто бывает неполным, сопровождается ближайшими и отсроченными осложнениями.
У ребенка или взрослого нарушаются как двигательные, так и психические функции, утрачивается важнейшая особенность человека – его способность говорить.
Дизартрия – это нарушение речи, невозможность правильно произнести звуки. Проблема связана с органическим поражением головного мозга, при котором неправильно работают речевые мышцы. Человек мысленно формулирует фразу, но произнести ее внятно и понятно для окружающих не может. Страдает координация дыхания, голоса и артикуляции, поэтому речь получается неразборчивой, нечеткой.
Дизартрия – типичное логопедическое расстройство. Наиболее часто оно встречается у детей из-за врожденных заболеваний нервной системы. У взрослых подобная патология возникает после инсультов, травм, тяжелых инфекций, опухолевых заболеваний. Тяжесть нарушений варьирует от еле заметных особенностей речи до выраженных изменений, когда общение с человеком становится невозможным.
Основные механизмы формирования патологии – это:
Нарушение речевой функции мозга, проблемы с речью – это распространенные симптомы детского церебрального паралича (ДЦП). Поражение центральной нервной системы происходит еще до рождения ребенка или вскоре после него. Неблагоприятно влияют на развитие малыша токсикозы беременности, кислородное голодание будущего ребенка при инфекционных заболеваниях матери, нелеченной гипертонии, никотиновой зависимости.
Болезни периода новорожденности и раннего детского возраста – тоже причина ДЦП и дизартрии. В коррекции речи нуждаются глубоконедоношенные дети, родившиеся с низкой и крайне низкой массой тела (менее 1,5 кг), а также новорожденные после перенесенных внутриутробных инфекций, воспалительных заболеваний головного мозга (энцефалита, менингита), родовых травм нервной системы.
При всех таких состояниях мозговые клетки недополучают питание и кислород, из-за чего частично отмирают, нарушают при этом передачу сигналов от мозговых центров к различным органам, мышцам, периферическим нервным окончаниям. Пока не проведена комплексная коррекция состояния мозговой ткани, ребенка невозможно обучить правильному звукопроизношению и основам родного языка.
У взрослых пациентов причины дизартрии другие:
Несмотря на разнообразие причин дизартрии и сложность патологии, при настойчивых усилиях она поддается коррекции. У врачей Реабилитационного Центра есть успешный опыт восстановления речи у взрослых и постановки правильного произношения звуков и слов у детей.
Степень выраженности дизартрии находится в прямой зависимости от глубины поражения мозга.
Речевые нарушения выражены незначительно, поэтому логопеды часто называют их стертыми. При обследовании выявляется патология мышечного аппарата речи на фоне умеренных изменений в мозге.
Пациент с легкой дизартрией произносит звуки нечетко, но все-таки их можно разобрать, если внимательно прислушаться и привыкнуть к необычной манере разговора. Искажения касаются свистящих и шипящих согласных. В привычной обстановке, без особого волнения человек говорит вполне понятно и без ошибок. Речевая аномалия проявляется в стрессовой ситуации, а также при необходимости подолгу разговаривать и вести сложный диалог.
Помимо нечеткости речи обнаруживаются также сопутствующие трудности с пережевыванием твердой пищи, поперхивания при глотании, едва заметное слюнотечение.
В классификации речевых расстройств средняя степень более серьезная. При ней речь неразборчивая, малопонятная для окружающих. Иногда догадаться, что говорит ребенок или взрослый с дизартрией, можно только по контексту.
Искажаются многие звуки, не только свистящие и шипящие, опускаются согласные в конце слов, голос становится тихим, хриплым, с гнусавым носовым оттенком. Речь звучит монотонно и неэмоционально.
Выявляются и сопутствующие проблемы – отсутствует мимика, нет движений языка и губ. Детям сложно проглатывать пищу, они часто поперхиваются и закашливаются во время еды, изо рта подтекает слюна.
Человек не может произносить членораздельные звуки из-за полной или почти полной неподвижности речевых мышц. Такая дизартрия всегда сопровождает тяжелое поражение центральной нервной системы.
Произвольно управлять речевым аппаратом не получается, как не получается и построить связное предложение. Окружающие понимают обращенные к ним слова только по догадкам и аналогиям.
Ярко выражены спазмы или, наоборот, слабость лицевой мускулатуры, гиперкинезы, тремор губ и языка. Ребенок не может соединить слоги в слова, произнести их слитно. Лицо у таких пациентов больше похоже на маску, т.к. в нем нет мимики, не видны эмоции. Язык практически неподвижен, ограничены и движения губ. Жевать пищу тоже невозможно, т.к. резко нарушено глотание, но выражено слюнотечение.
Какой бы ни была форма речевых расстройств, нельзя надеяться, что ребенок их «перерастет», а у взрослого человека они исчезнут самостоятельно. Настойчивая терапия в Реабилитационном Центре улучшает коммуникативные способности пациента, адаптирует его к жизни в обществе.
Первые проявления дизартрии заметны уже у новорожденного. Крик у него слабый или отсутствует совсем, монотонный и непродолжительный. Вместо крика иногда возникают гримасы плача на лице, отдельные всхлипывания.
В любом возрасте наиболее характерны:
Ребенок растет, и родители замечают бедность его голоса. Малыш почти не гулит, поздно произносит первые слова.
В зависимости от местонахождения патологического очага в мозге врачи различают несколько типов дизартрии.
Патологический очаг находится в продолговатом мозге. Здесь располагаются ядра языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепных нервов. Они:
По соседству в мозге находятся дыхательный и сосудодвигательный центры, они тоже вовлекаются в разрушительный процесс. У пациентов часто отмечаются заболевания легких, бронхов, неустойчивость артериального давления, головные боли.
Из-за атрофии речевых мышц человек говорит слабым, едва слышимым голосом, звуки получаются гнусавыми, трудноразличимыми друг от друга. Собственная замедленная речь быстро утомляет ребенка или взрослого, он поперхивается, закашливается и замолкает.
Принципиальное отличие от бульбарных нарушений – сохранность артикуляционных мышц, отсутствие их атрофии. Нарушения связаны с прерыванием нервных связей между корковыми структурами и продолговатым мозгом. Мышцы языка и нёба остаются неподвижными, но дыхательные расстройства не развиваются.
Симптомы похожи, поэтому похожи и названия обоих видов дизартрии. При попытке произнести какие-либо звуки они смягчаются, сильно искажаются, а наибольшие затруднения возникают с движениями языка.
Псевдобульбарная дизартрия редко бывает изолированной патологией. Она сопровождается изменениями психики, чаще всего повышенной плаксивостью, обидчивостью. Нередко нарушаются также движения в руках и ногах, самостоятельное передвижение таких пациентов ограничено.
Расстройства речи связаны с поражением подкорковых (экстрапирамидных) структур. Они регулируют тонус мышц и непроизвольные движения, поэтому звукопроизношение нарушается из-за несогласованных сокращений нёбных и дыхательных мышц.
Пациентам с этим вариантом дизартрии трудно удерживать в нужном положении губы и язык, в них часто возникают навязчивые движения, которые не зависят от желания человека. Одновременно выявляются гиперкинезы в руках и ногах, крайняя неустойчивость психоэмоционального состояния.
Речь невнятная и отрывистая, без плавных переходов между словами, с резкими колебаниями громкости голоса.
В задней части головного мозга находится мозжечок. Он координирует движения всего тела, регулирует мышечный тонус, позволяет сохранять равновесие тела в пространстве и принятую позу.
При поражении мозжечковых ядер и проводящих путей дыхание и речевой аппарат не синхронизируются между собой, фразы и слова получаются гнусавыми, лишенными всякой эмоциональной окраски. Из-за дрожи в языке неожиданно возникают громкие звуки, но в целом речь остается непонятной и замедленной даже в случае легких нарушений.
Таким пациентам тяжело ходить без дополнительной поддержки, у них сильно затрудняются тонкие и целенаправленные движения во всех мышечных группах. Речевые нарушения сопровождаются значительными усилиями и напряжением сил.
Дизартрию вызывают патологические изменения в мозговой коре. Это высший уровень регуляции речи. Основная особенность этого варианта заболевания – выраженные затруднения при выполнении произвольных движений.
Речь у таких пациентов замедленная, с многократными повторениями отдельных звуков (по типу заикания). В голосе отсутствуют какие-либо интонации. Звонкие звуки оглушаются, твердые смягчаются, появляются пропуски отдельных слогов.
Человеку с корковой дизартрией сложно совершать точные движения, мелкая моторика у него утрачивается. Страдают также письмо, чтение, понимание обращенной речи.
При легкой степени дизартрии обычно обнаруживаются симптомы общего недоразвития нервной системы. С самого начала обучения элементарной грамотности возникают проблемы с успеваемостью. Дети не могут пересказать услышанное, трудно поддаются обучению, совершают многочисленные ошибки на письме и при чтении.
При нарушении звукопроизношения сильно затрудняется общение с ровесниками и взрослыми людьми. Нечеткую речь окружающие воспринимают плохо, она становится поводом для постоянного психологического дискомфорта и комплексов, вызывает неуверенность в собственных силах и возможностях в старшем детском возрасте и у подростков.
Педагоги и родители часто сталкиваются с проявлениями депрессии различной степени выраженности, невротических состояний, которые нуждаются в профессиональной психологической или психотерапевтической помощи. Несмотря на трудности, в юном возрасте даже самые сложные проблемы поддаются коррекции, так как нервная система детей очень пластична.
Профессионалы Медицинского Центра знают, как задействовать резервные возможности организма. Занятия со специалистами восстанавливают нарушенное эмоциональное равновесие, облегчают адаптацию в коллективе.
Диагностикой дизартрии занимаются несколько смежных специалистов с обязательным участием логопеда и невролога. Они оценивают речевые и сопутствующие расстройства, развитие устной и письменной речи.
Поставить правильный диагноз помогают:
Врач-невролог проверяет состояние артикуляционных мышц, объем движений языка, губ, скелетной мускулатуры. Чтобы понять причины нарушений, доктор подробно выясняет сведения о внутриутробном развитии, особенностях рождения и первого года жизни.
Врач-психиатр проводит патопсихологическое обследование. Он беседует с родителями и ребенком, определяет уровень развития высших психических функций – мышления, внимания, памяти, способности воспринимать и запоминать новую информацию.
Пациента осматривает ЛОР-врач. Он исключает связь нарушений с патологией органов слуха, а также с анатомическими изменениями гортани и голосовых связок. В раннем детском возрасте для коррекции дизартрии иногда требуется устранить ушную патологию с помощью специальных слуховых аппаратов, чтобы ребенок мог отчетливо слышать правильную речь.
В зависимости от предполагаемого диагноза врач назначает дополнительные инструментальные обследования:
Для полной реабилитации могут понадобиться усилия врачей, психологов, физиотерапевтов, массажистов. В Медицинском Центре у пациентов есть возможность пройти полное обследование нервной системы, в сжатые сроки узнать причину патологии и перспективы ее устранения.
Для лечения дизартрии используются:
Медикаментозные препараты чередуются курсами. С 3–4 лет врач-невролог назначает (или повторяет) препараты-ноотропы. Они активируют обмен веществ в мозге, улучшают мыслительные процессы, ускоряют передачу сигналов от мозговых клеток к речевому аппарату.
Успокаивающие препараты и витамины группы В включаются в биохимические реакции в мозговой ткани, нормализуют тонус лицевых мышц и языка, уменьшают выраженность тремора и гиперкинезов. В конечном итоге они облегчают произношение трудных звуков.
Нейролептики восстанавливают содержание дофамина и серотонина в головном мозге, устраняют беспочвенное беспокойство и страх, облегчают дальнейшую работу с логопедом и психологом.
В логопедическую коррекцию включаются:
Коррекция дизартрии всегда длительная. На постановку одного звука затрачиваются недели усиленных тренировок, а иногда и месяцы, поэтому дети с такими особенностями посещают специальный детский сад, чтобы к школьному возрасту у них появилась возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе.
На занятиях с психологом дети и взрослые пациенты избавляются от вынужденной замкнутости, недостатка общения, учатся спокойнее относиться к собственным проблемам, находить в них положительные моменты. Когда удается справиться с проявлениями апатии и депрессии, в организме пробуждаются скрытые возможности, реализуются природные способности, появляются новые умения.
При легкой и средней тяжести дизартрии прогноз благоприятный, если коррекция начата в раннем детском возрасте. Работа с такими детьми требует терпения от родителей и педагогов, но все усилия оправдываются восстановлением нормальной речи, приобретением возрастных навыков общения, чтения и письма.
При тяжелых нарушениях полностью достичь нормальной речи удается не всегда, но значительно улучшить ее вполне возможно. Обычно логопеды и психологи ставят реальные задачи — добиться понимания и внятности общения, закрепить навыки частичного произношения звуков родной речи. Задача родителей — создать устойчивую мотивацию на саморазвитие, приучить ребенка к постоянной работе над собой и предупредить развитие дополнительных психологических проблем.
Психологи и врачи-неврологи рекомендуют:
Дизартрия – один из симптомов поражения головного мозга, причины которого действуют длительно и приводят к частичной утрате его важнейшей функции. Тем не менее человек и его мозг – уникальная система, способная самовосстанавливаться даже при глубоких нарушениях жизненных процессов.
Врачи, психологи и логопеды Реабилитационного Центра обладают специализированными познаниями и навыками, которые адаптируют пациентов с различной тяжестью дизартрии к обычной жизни, помогают им восстановить и развить способности к нормальному человеческому общению. Целенаправленная терапия в младшем детском возрасте приносит обнадеживающие результаты, максимально компенсирует последствия тяжелой патологии мозга.
Литература: