Гидрореабилитация

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 7 августа 2024
  6 минут
  2521 просмотр

Занятия плаванием или простое времяпрепровождение в бассейне для людей с ограниченными физическими возможностями являются ключевой частью программы реабилитации.

Это объясняется тем, что вода обеспечивает поддержку движений, делая их более доступными и менее нагруженными по сравнению с физической активностью на суше.

Что такое гидрореабилитация

Гидрореабилитация — это метод восстановления нарушенных функций организма с использованием водной среды. Для детей с ограниченными возможностями и диагнозом детский церебральный паралич такая методика способствует улучшению равновесия и координации, а также приводит к усовершенствованию работы различных частей тела.

Основой лечебного плавания является применение физических упражнений в сочетании с подводным массажем и использованием ортопедических приспособлений. Программы гидрореабилитации в бассейне предписываются как взрослым, так и детям в рамках лечебных или оздоровительных программ.

Структура реабилитационной сессии следует общепринятой форме: оздоровительная гимнастика в начале, плавание с дозированной интенсивностью в основной части и упражнения на расслабление в конце. В различных стилях плавания, таких как брасс, кроль на груди, юный пловец улучшает умение удерживать равновесие в воде и совершенствует координацию движений конечностей.

Важно учитывать, что родители могут записывать детей на занятия с различной целью. Поэтому каждому ребенку необходима индивидуальная программа, разработанная опытным тренером с учетом его возраста, медицинской истории и конкретных проблем.

Когда рекомендуется гидрореабилитация

Гидрореабилитация взрослых и детей представляет собой важный элемент восстановления в следующих случаях:

  1. После травм. Начинать занятия в бассейне можно раньше, чем в спортзале, что способствует быстрому возвращению организма к обычной жизни. Это помогает расслабить мышцы и сделать суставы более подвижными.
  2. При проблемах с опорно-двигательной системой. За счет снижения нагрузки на позвоночный столб и крупные суставы можно укрепить мышцы без излишнего напряжения, улучшить подвижность суставов.
  3. При неврологических заболеваниях. Водные процедуры часто действуют как эффективная форма психотерапии и рекомендуются для пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Плавание помогает улучшить вентиляцию легких и стимулирует кровообращение.
  4. При депрессии и тревожности. Расслабляющий эффект воды помогает снять нервное напряжение и повысить уверенность в себе.
  5. При мигрени, вегетососудистой дистонии, эндокринных расстройствах.
  6. После операций в области косметологии. Гидротерапия способствует повышению упругости и эластичности кожи, улучшает крово- и лимфообращение.
  7. Для людей с ограниченными возможностями. В бассейне предусмотрены специальные приспособления, которые облегчают занятия, такие как дощечки и перчатки.
  8. Для людей, перенесших онкологические заболевания.

Среди противопоказаний к водным процедурам могут хронические заболевания почек, нарушения мочевыводящей системы, обостренные формы хронических болезней, а также гнойничковые поражения кожи.

Эффективность и результаты гидрореабилитации

Аквагимнастика для детей способствует предотвращению развития неправильной осанки, помогает исправить деформации суставов и прочие патологические изменения. Кроме того, не следует недооценивать психологический аспект занятий плаванием, так как они положительно влияют на эмоциональное состояние.

Гидротерапия может рассматриваться не только как эффективная методика восстановления двигательных функций, но и как средство, отличающееся другими преимуществами:

  1. Особые дети нуждаются в сенсорной стимуляции, и вода предоставляет подходящую среду для удовлетворения этой потребности.
  2. При надлежащей поддержке, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, могут освоить навыки самостоятельного передвижения в воде.
  3. В бассейне дети могут узнать новые движения, так как для каждого из них требуется много усилий. Это, в свою очередь, стимулирует активность мозга.
  4. Водные занятия с профессионалами учат детей взаимодействовать с окружающей средой и соблюдать правила безопасности.
  5. Теплая вода помогает расслабить мышцы и справиться с гипертонусом.
  6. В воде вес тела уменьшается, благодаря поддерживающей силе, что позволяет тренировать мышцы, ответственные за вертикальное положение, без риска повреждений костей и суставов.
  7. Вода способствует концентрации. Ребенок учится контролировать дыхание, движения и эмоции.

Эффект от занятий появляется уже после первого занятия, когда ребенок может почувствовать что-то новое и сделать для себя открытия. Однако в случае сложного заболевания и диагноза может потребоваться несколько недель или даже месяцев ожидания, прежде чем будут заметны первые положительные результаты.

Подготовка к гидрореабилитации

Для занятий не требуется специальной подготовки. Важно, чтобы у ребенка было желание и правильная мотивация. Важно убедить ребенка в необходимости и пользе занятий. Когда ребенок верит в свои возможности, он способен достичь успеха. Нужно продолжать старания и постепенно двигаться вперед с уверенностью.

В заключении

Гидрореабилитация не ограничивается стандартным набором упражнений для каждого диагноза. Скорее, это понимание принципов организма и поиск индивидуальных решений для каждого случая. Практически, с любыми сложными диагнозами, связанными с опорно-двигательной системой или нервными расстройствами, следует обратиться к занятиям в бассейне в Реабилитационном центре «XXI век» для улучшения состояния пациента.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболеваниях детским церебральным параличом): методическое пособие/под ред. А. А. Потапчук. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. 228 с.
  2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методологические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  3. Булгакова Н., Морозов С., Попов О. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М.: Академия, 2008.
  4. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: Филантроп, 1995. 406 с.
  5. Гончарова М. Н., Гринина А. А., Мирзоева Н. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1974. 208 с.
  6. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студентов вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
  7. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями//Теория и практика адаптивной физической культуры: материалы III Междунар. науч.-практич. конф. СПб., 1996. С. 4-6.
  8. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О. В., Солодков А. С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учеб. пособие/под ред. С. П. Евсеева, А. С. Солодкова; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, СПб., 1996. 96 с.
  9. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. 240 с.
  10. Епифанов В. А., Мошков В. Н., Алтуфьева Р. И. Лечебная физическая культура: справ. М.: Медицина, 1979.

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Малев Игорь Сергеевич
Малев Игорь Сергеевич
Гидрореабилитолог
Горшенина (ранее Овчинникова) Алена Геннадьевна
Горшенина (ранее Овчинникова) Алена Геннадьевна
Гидрореабилитолог, Физический терапевт
Чурсина Татьяна Викторовна
Чурсина Татьяна Викторовна
Гидрореабилитолог
Цыбина Елизавета Александровна
Цыбина Елизавета Александровна
Инструктор по лечебной физкультуре, Гидрореабилитолог
Беляева Елена Александровна
Беляева Елена Александровна
Гидрореабилитолог
Гумбатова Лейла Эльдар Кызы
Гумбатова Лейла Эльдар Кызы
Гидрореабилитолог
Горелик Дарья Евгеньевна
Горелик Дарья Евгеньевна
Специалист по раннему, детскому и взрослому плаванию
Чичагова София Романовна
Чичагова София Романовна
Гидрореабилитолог
Пилипенец Ульяна Юрьевна
Пилипенец Ульяна Юрьевна
Инструктор-методист по адаптивной физкультуре