Гидрореабилитация детей с ДЦП

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 8 августа 2024
  7 минут
  819 просмотров

Развитие двигательных навыков при детском церебральном параличе является важным этапом в реабилитационной программе. Для стимуляции работы мышц и суставов применяются разнообразные методы лечебной гимнастики. Одним из важных является подход с использованием гидрореабилитации и плавания для улучшения здоровья и активности ребенка.

Что такое ДЦП, причины

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой комплекс характерных нарушений в двигательной сфере, обусловленных повреждением центральной нервной системы ребенка. Такие нарушения могут возникнуть как внутриутробно, так и в период родов или в первые годы жизни.

Симптомы патологии варьируются от легких нарушений движений до полной утраты подвижности. Обычно у детей с ДЦП наблюдаются проблемы в речи и/или психические расстройства, а также различные формы задержки в умственном развитии.

Факторы, оказывающие влияние на мозговую деятельность ребенка, можно разделить на 3 категории.

1. Пренатальные (воздействие происходит во время беременности):

    2. Интранатальные (повреждение происходит во время родов):

      3. Постнатальные (происходят в первые 2 года жизни):

        В большинстве случаев определить конкретный фактор, вызвавший нарушение, бывает сложно. Как правило, на мозговую деятельность ребенка воздействуют сразу несколько причин, которые усиливают друг друга.

        Что такое гидрореабилитация

        Гидрореабилитация представляет собой форму плавания, специально предназначенную для детей с ограниченными физическими и психическими способностями.

        Занятия в воде считаются одним из наиболее эффективных и безопасных методов укрепления здоровья и восстановления для людей, страдающих различными заболеваниями. Во время тренировок задействованы практически все группы мышц, что делает водные занятия менее травмоопасными по сравнению с другими видами спорта.

        Польза гидрореабилитации при ДЦП

        Плавание — это прекрасная возможность для ребенка ощутить больше свободы движений и преодолеть мышечные напряжения без болевых ощущений. Методика помогает активизировать работу мышц, улучшить функцию дыхания и работу сердечно-сосудистой системы, а также насладиться приятным времяпрепровождением. Важно, чтобы реабилитация в воде была не только систематической, но и разнообразной.

        Через регулярные занятия в воде можно достичь следующих результатов:

        1. Укрепление мышечно-скелетной системы. Плавание включает в себя работу практически всех групп мышц, суставов и связок. Благодаря мягким движениям, можно аккуратно развивать различные участки тела, улучшая кровообращение и регулируя мышечный тонус.
        2. Снижение нагрузки на позвоночник и тазобедренные суставы. Долгое нахождение в инвалидном кресле может вызвать дискомфорт в теле. Плавание помогает снять напряжение с позвоночника и тазобедренных суставов. Водная среда позволяет телу расслабиться и принять новые удобные положения. Упражнения вроде «Звездочка» и «Бочка» особенно хороши для расслабления.
        3. Улучшение работы нервной системы. Вода успокаивает и расслабляет не только тело, но и мозг ребенка. Гидрореабилитация часто используется для смягчения гиперактивности и других нервных расстройств.
        4. Формирование новых двигательных навыков. В воде дети с ДЦП учатся держаться на плаву, плавно передвигаться руками и ногами, контролировать дыхание, поддерживать правильную осанку и голову.

        Помимо пользы для физического состояния, есть и другие преимущества от занятий. Специалисты в области психологии и психиатрии отмечают улучшение коммуникативных навыков. Дети становятся более общительными, преодолевают страх перед неизвестным (например, водой), у них возникает желание заниматься физическими упражнениями самостоятельно.

        Прогноз

        Для каждого маленького пациента разрабатывается уникальная программа, с учетом рекомендации врачей, степени тяжести заболевания, уровня социализации и взаимодействия с окружающим миром. Над одним ребенком могут работать сразу несколько специалистов, таких как инструктор по адаптивной физкультуре, проводящий занятия по грудничковому плаванию, гидрореабилитолог, массажист.

        Реабилитация детей с ДЦП — это очень сложная задача, которая требует совместных усилий специалистов и использование различных методов лечения. Процесс включает в себя медицинские, психологические, педагогические и социальные мероприятия.

        Результаты могут сильно отличаться в зависимости от степени тяжести болезни. Иногда эффект проявляется уже после первого занятия. Однако в тяжелых случаях может потребоваться несколько недель или месяцев ожидания, прежде чем появятся первые заметные результаты.

        Подготовка к гидрореабилитации при ДЦП

        Для начала занятий не требуется никакой особой подготовки. Главное – наличие желания и правильное настроение у ребенка. Если родители будут передавать ему негативные эмоции, то ребенок может относиться к занятиям неохотно.

        В таких ситуациях родителям необходимо убедить ребенка, дать ему понять, что это важно для него, что ему это понравится и принесет пользу. Постоянное упорство и тренировки приведут к успеху, когда ребенок поймет, что это действительно важно и у него это получается.

        Вывод

        Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могут безопасно заниматься многими видами физических упражнений. Это касается и тех, кто столкнулся с диагнозом детского церебрального паралича. Тем не менее, физическая активность важна для нормального развития организма.

        В таких случаях специалисты Реабилитационного центра «XXI век» рекомендуют начинать занятия оздоровительным плаванием, целью которого является обеспечение ребенка возможностью перехода на новый уровень развития в области двигательных, социальных и физических навыков.

        Литература

        1. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей / Пер. с англ. С. Вишневской. – М., 1994.
        2. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка // Методологические аспекты науки о мозге. – М., 1983.
        3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. – Киев, 1988.
        4. Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие / Авторы: С.Б.Нарзулаев, В.И. Павлухина. – Томск, 2010.
        5. Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Авторы: С .Б.Нарзулаев, В.И.Павлухина, Г.Н.Попов. – Томск, 2006.-81с.
        6. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: Д.Ф. Монусов, В.Т. Сизыкин. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2002.

        Поделиться

        Получите консультацию специалистов

        Малев Игорь Сергеевич
        Малев Игорь Сергеевич
        Гидрореабилитолог
        Горшенина (ранее Овчинникова) Алена Геннадьевна
        Горшенина (ранее Овчинникова) Алена Геннадьевна
        Гидрореабилитолог, Физический терапевт
        Чурсина Татьяна Викторовна
        Чурсина Татьяна Викторовна
        Гидрореабилитолог
        Цыбина Елизавета Александровна
        Цыбина Елизавета Александровна
        Инструктор по лечебной физкультуре, Гидрореабилитолог
        Беляева Елена Александровна
        Беляева Елена Александровна
        Гидрореабилитолог
        Гумбатова Лейла Эльдар Кызы
        Гумбатова Лейла Эльдар Кызы
        Гидрореабилитолог
        Горелик Дарья Евгеньевна
        Горелик Дарья Евгеньевна
        Специалист по раннему, детскому и взрослому плаванию
        Чичагова София Романовна
        Чичагова София Романовна
        Гидрореабилитолог
        Пилипенец Ульяна Юрьевна
        Пилипенец Ульяна Юрьевна
        Инструктор-методист по адаптивной физкультуре