Статья проверена, медицинская информация верна
Команда авторов медицинского
центра «XXI Век»
Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это одно из наиболее распространенных расстройств речи, возникающее у детей и взрослых в результате различных патологий и травм головного мозга. Одним из основных направлений лечения болезни является работа с логопедом.
Дизартрия: общие сведения
По данным различных исследований, распространенность дизартрии в общей популяции составляет от 0,1% до 0,5%.
У детей патология встречается чаще, чем у взрослых, и является одной из основных причин нарушений речевого развития. Так, среди пациентов дошкольного возраста частота болезни достигает 1-2%, а среди детей с речевыми отклонениями — 20-30%.
Основные причины заболевания:
- перинатальные поражения центральной нервной системы (гипоксически-ишемическая энцефалопатия, внутрижелудочковые кровоизлияния, травмы головного мозга при родах);
- инфекционные заболевания мозга (менингит, энцефалит, полиомиелит);
- черепно-мозговые травмы;
- нарушения мозгового кровообращения (инсульт, транзиторная ишемическая атака);
- нейродегенеративные отклонения (болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз);
- опухоли головного мозга;
- токсические поражения центральной нервной системы (алкогольная или наркотическая интоксикация, отравления тяжелыми металлами).
Клиническая картина дизартрии включает в себя нарушения артикуляции, голоса, дыхания и просодической стороны речи (темпа, ритма, интонации). При этом степень выраженности и сочетание различных симптомов варьируется в зависимости от формы и тяжести болезни.
Наиболее характерные проявления заболевания:
- искажение, замена или пропуск звуков, смазанность и нечеткость речи;
- изменение силы, высоты и тембра голоса, гнусавость, охриплость, монотонность;
- укороченный речевой выдох, неравномерность дыхания, судорожные вдохи;
- замедленный или ускоренный темп речи, нарушения ритма и плавности речи;
- ограничение объема и точности движений губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, асимметрия лица;
- дисфагия (нарушения глотания, затруднения при жевании и проглатывании пищи);
- повышенное слюноотделение вследствие нарушений глотания.
Дизартрия часто сочетается с другими нарушениями речи (алалией — отсутствием или недоразвитием речи у детей, афазией — отсутствием или недоразвитием речи у детей дислексией — нарушением способности к овладению навыками письма и чтения , дисграфией — нарушением письма), а также с двигательными, когнитивными и эмоционально-волевыми расстройствами, что значительно усложняет клиническую картину и затрудняет диагностику и лечение.
Классификация
В зависимости от расположения и характера поражения мозга выделяют несколько типов дизартрии, каждая из которых имеет специфические особенности:
- Бульбарная. Возникает при поражении ядер черепных нервов в продолговатом мозге (бульбарном отделе мозгового ствола). Приводит к нарушениям иннервации мышц глотки, гортани, мягкого неба и языка. Основные симптомы: гнусавость, охриплость голоса, нарушения артикуляции, повышенное слюноотделение.
- Псевдобульбарная. Возникает при двустороннем поражении корково-ядерных путей. Характерные признаки: смазанность и нечеткость речи, искажение звуков, нарушения ритма и интонации.
- Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых структур мозга (базальных ганглиев, таламуса, субталамического ядра), участвующих в регуляции мышечного тонуса, координации движений и эмоционально-волевой сферы. Их поражение приводит к специфическим отклонениям: бедность и замедленность движений, скованность и ригидность мышц речевого аппарата, гиперкинезы (тики, хорея, дистония), замедленный темп речи, увеличение пауз между словами и слогами, палилалия (непроизвольное повторение слогов, слов или фраз).
- Мозжечковая. Возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы. Основные симптомы: неустойчивость при ходьбе, нарушения артикуляции, «скандированная» речь, нечеткость и смазанность звуков, интенционный тремор (дрожание при выполнении целенаправленных движений, усиливающееся к концу движения), размашистые движения.
- Корковая. Развивается при поражении коры мозга, преимущественно нижних отделов премоторной и постцентральной областей, отвечающих за планирование и контроль речевых движений. В отличие от других форм патологии, при корковой дизартрии первично нарушается не иннервация мышц речевого аппарата, а программирование и реализация речевых движений. Заболевание сопровождается нарушением ритма и интонации, паузами между словами и слогами, трудностями с произношением сложных слов и фраз, упрощением синтаксических конструкций, пропуском или неправильным употреблении окончаний и предлогов.
- Смешанная. Сочетание двух или более форм дизартрии вследствие обширного или множественного поражения мозга. У пациента наблюдаются признаки нескольких видов патологии, что значительно усложняет клиническую картину и затрудняет диагностику и лечение. Заболевание часто сопровождается тяжелыми двигательными, когнитивными и психическими нарушениями.
Лечение дизартрии
Медикаментозная терапия при дизартрии направлена на лечение основного заболевания, вызвавшего поражение головного мозга, а также на коррекцию сопутствующих неврологических и соматических нарушений. В зависимости от этиологии и формы болезни применяют различные группы препаратов:
- ноотропы и нейрометаболические препараты: улучшают метаболизм и кровоснабжение мозга, стимулируют репаративные процессы;
- миорелаксанты: снижают мышечный тонус, облегчают выполнение произвольных движений;
- дофаминергические средства: уменьшают гипокинезию (недостаточную двигательную активность организма) и ригидность (твердость) при экстрапирамидной дизартрии;
- антихолинергические препараты: уменьшают гиперкинезы и дистонию;
- антидепрессанты и анксиолитики: корректируют эмоционально-волевые нарушения и повышают мотивацию к лечению.
Занятия с логопедом являются основным методом устранения речевых нарушений. Они направлены на развитие и коррекцию всех компонентов речевой системы: дыхания, голоса, артикуляции, просодики (фонетики), лексики и грамматики. Логопедическая работа при дизартрии имеет свои особенности в зависимости от формы и тяжести нарушений.
При бульбарной и псевдобульбарной форме недуга внимание уделяется:
- нормализации тонуса мышц речевого аппарата: массаж, гимнастика мышц лица, губ, языка;
- развитию подвижности и координации артикуляционных мышц;
- коррекции звукопроизношения: постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков, работа над слоговой структурой слова;
- развитию просодической стороны речи: работа над речевым дыханием, голосом, темпом, ритмом и интонацией;
- коррекции дисфагии (расстройство акта глотания): упражнения для мышц глотки и мягкого неба, отработка правильного механизма глотания.
При экстрапирамидной дизартрии логопед акцентирует внимание на:
- нормализации мышечного тонуса и подавление гиперкинезов;
- развитие амплитуды и точности артикуляционных движений;
- коррекцию просодических нарушений;
- преодоление палилалии (болезненную потребность человека повторять некоторые слова или предложения) и других речевых персевераций (навязчивых повторений какой-либо фразы);
- расширение словарного запаса, работу над грамматическими конструкциями.
Логопедическая коррекция при мозжечковой дизартрии включает в себя:
- развитие статической и динамической координации движений;
- коррекцию дисметрии ( нарушение координации движений) и интенционного тремора (нарушение мелкой моторики конечностей);
- развитие просодической стороны речи;
- коррекции звукопроизношению.
Основное задачи логопеда при корковой дизартрии:
- преодолеть артикуляционную апраксию (нарушение целенаправленных движений и действий);
- скорректировать кинетическую и кинестетическую апраксию;
- преодолеть речевые персеверации;
- скорректировать просодические отклонения.
При смешанной дизартрии логопедическая работа строится с учетом ведущих нарушений и включает элементы коррекции различных форм дизартрии.
Важной особенностью логопедической работы является ее систематичность и длительность. Занятия проводятся регулярно, не менее 2-3 раз в неделю, в течение нескольких месяцев или даже лет, в зависимости от тяжести нарушений.
Большое значение имеет активное участие родителей ребенка в процессе коррекции, выполнение домашних заданий и закрепление полученных навыков в повседневной жизни.
Длительность логопедического лечения дизартрии составляет от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести нарушений и индивидуальных особенностей человека. При легкой степени патологии коррекционная работа занимает от 3 до 6 месяцев, при средней — от 6 месяцев до 1 года, при тяжелой — от 1 года до нескольких лет.
Физиотерапевтические методы являются важным дополнением к медикаментозной терапии и логопедическим занятиям. Они направлены на улучшение кровоснабжения и трофики (влияния нервной системы на питание органов и тканей), мышц речевого аппарата, снижение мышечного тонуса и спастичности (поведения скелетной мышечной ткани в сочетании с параличом), стимуляцию репаративных (связанных с регенерацией) процессов в головном мозге. В зависимости от формы и тяжести болезни применяются различные методы: массаж, электростимуляция, криотерапия, гидротерапия.
Дизартрия оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние пациентов и их социальную адаптацию. Нарушения речи и ограничения в общении приводят к развитию тревожности, депрессии, заниженной самооценки и социальной изоляции. Поэтому важной составляющей лечения патологии является психологическая поддержка пациентов и их семей. Занятия с психиатром проводятся в индивидуальной или групповой форме, с использованием различных методов: арт-терапия, игровая терапия, биологическая обратная связь. Важно, чтобы психологическая поддержка осуществлялась параллельно с медицинской и логопедической коррекцией.
Прогнозы
Прогноз на восстановление при дизартрии зависит от нескольких факторов:
- Форма патологии. Наиболее благоприятный прогноз у стертого типа недуга, при котором нарушения звукопроизношения и просодики выражены незначительно и успешно корректируются в ходе логопедических занятий.
- Степень тяжести. При легкой дизартрии нарушения речи выражены незначительно и легко устраняются в процессе занятий с логопедом. В некоторых случаях, особенно при тяжелой степени, полное восстановление речевой функции невозможно, и целью логопедического лечения становится максимальная компенсация отклонений.
- Возраст пациента. Наиболее благоприятный прогноз имеют дети раннего и дошкольного возраста, у которых пластичность мозга и способность к компенсации нарушений выше, чем у взрослых. При своевременном начале логопедического лечения маленькие пациенты достигают значительного улучшения речевой функции и даже полного восстановления речи. У детей школьного возраста и взрослых пациентов с дизартрией прогноз менее благоприятный, так как компенсаторные возможности мозга снижаются с возрастом.
- Своевременность начала логопедического лечения. Чем раньше начата коррекционная работа, тем выше вероятность успешного восстановления речевой функции. Идеальным временем для начала занятий с логопедом является возраст до 3-х лет, когда пластичность мозга максимальна и возможности для компенсации отклонений наиболее высоки.
- Наличие сопутствующих неврологических, психических и соматических болезней. Например, при наличии умственной отсталости, аутизма, эпилепсии или тяжелых двигательных нарушений коррекционная работа затруднена, и достижение значительного улучшения речевой функции невозможно. В таких случаях целью логопедического лечения становится максимальная компенсация отклонений.
- Индивидуальные особенности пациента: личностные характеристики, интеллектуальные способности, эмоционально-волевая сфера, мотивация к лечению. Люди с высокой мотивацией, активной жизненной позицией и позитивным настроем имеют более благоприятный прогноз. Важно, чтобы логопед сумел создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятиях, поддержал интерес человека, учитывал его индивидуальные особенности и потребности.
- Длительность и интенсивность логопедического лечения дизартрии зависят от многих факторов, включая форму и степень тяжести дизартрии, возраст пациента, наличие сопутствующих нарушений, а также индивидуальные особенности и возможности пациента.
Наиболее благоприятный прогноз имеют люди с легкой и средней степенью дизартрии, при своевременном начале коррекционной работы в раннем возрасте, отсутствии сопутствующих нарушений и высокой мотивации к лечению. В этих случаях возможно значительное улучшение речевой функции и даже полное восстановление речи.
Менее благоприятный прогноз имеют люди с тяжелой формой патологии, при позднем начале терапии, наличии сопутствующих недугов и низкой мотивации. В этих случаях полное восстановление речевой функции невозможно, и целью логопедического лечения становится максимальная компенсация отклонений.
Однако даже при неблагоприятном прогнозе занятия с логопедом приводят к значительному улучшению речи и качества жизни, если коррекционная работа проводится систематически, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей человека, а также в тесном взаимодействии с другими специалистами (невролог, реабилитолог) и семьей пациента.
Литература:
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.