Этот синдром является одной из самых распространенных нервно-психических патологий у детей.
По некоторым оценкам,распространенность данного расстройства среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.
И хотя по общему интеллектуальному развитию дети с минимальной мозговой дисфункцией не отличаются от своих сверстников, они нередко испытывают трудности с социальной адаптацией и школьным обучением.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне дисфункции центральной нервной системы. Расстройство проявляется в виде отклонений в поведении, гиперактивности, задержки психического развития, нарушений эмоциональной сферы, социальной дезадаптации.
Для ММД в медицине также используются такие термины, как «легкая детская энцефалопатия» или «гиперкинетический хронический мозговой синдром».
При постановке диагноза минимальная мозговая дисфункция классифицируется по МКБ-10 в рубриках Р90.0 и Р90.1 в подразделениях «Нарушение активности и внимания» и «Гиперкинетическое расстройство поведения».
Первые симптомы заболевания могут проявиться у ребенка сразу же после рождения. Как правило, это легкие нарушения мышечного тонуса: гиперкинезы (непроизвольные движения), миоклонусы (непроизвольные подергивания мышц), тремор (непроизвольные колебания различных частей тела).
Возникает задержка сенсомоторного развития, при которой наблюдается нарушение зрительного восприятия предметов.
На фоне гипервозбудимости центральной нервной системы наблюдаются проблемы со сном (частые ночные пробуждения, неглубокий прерывистый сон). Частой жалобой являются срыгивания и рвота, чередование запоров и диареи.
Слабо развивается манипулятивно-предметная деятельность, позволяющая ребенку самостоятельно исследовать мир предметов. Характерны слабое захватывание предметов, неполное развитие движений отдельных пальцев рук и т.д. Обычно это становится заметно ближе к концу первого года жизни.
В возрасте от 1 года до 4-х лет у детей с малой мозговой дисфункцией наблюдается повышенная возбудимость, задержка в развитии речи, избыточная моторная активность, уменьшение или полная потеря аппетита, медленный набор веса, расстройства сна, а также энурез (недержание мочи).
Ребенку с синдромом минимальной мозговой дисфункции сложно усидеть на одном месте и сосредоточить свое внимание на конкретном задании. Он легко отвлекается, совершает различные движения (осознанные и неосознанные).
Также отмечается повышенная чувствительность к внешним раздражителям: яркому свету, громким звукам, повышенной или пониженной температуре окружающей среды и т.д.
Наиболее ярко выраженные признаки минимальной мозговой дисфункции проявляются во время адаптации к коллективу в возрасте 4-6 лет. Симптомы этого состояния включают повышенную возбудимость, избыточную моторную активность или наоборот, замедленность движений, нарушения памяти и затруднения в усвоении учебной программы. Дети с такими проявлениями часто испытывают трудности с усвоением навыков письма, чтения и базовых математических операций. Такая гиперактивность часто снижается по мере взросления и проходит к 12-15 годам.
В редких случаях реакцией на заболевание становится снижение активности, безынициативность, желание побыть в одиночестве.
Изменение поведения дополняется другими проблемами, такими как плохой сон, затрудненное засыпание, снижение его суточной потребности.
Кроме того, наблюдаются раздражительность, частая смена настроения, эмоциональная лабильность (перепады настроения и эмоций), импульсивность — ребенок в любой момент может начать проявлять агрессию, впадать в ярость.
К основным причинам минимальной мозговой дисфункции относятся:
При ММД у ребенка наблюдаются небольшие нарушения в строении и работе головного мозга. Говоря простыми словами, он развивается не так, как должен.
Как правило, эти нарушения возникают еще в утробе матери, так как плод достаточно чувствителен к раздражителям (особенно в 1 триместре беременности). В этот период времени на него влияют любые неблагоприятные факторы — экология, инфекции, лекарства, стресс и т.д. При сочетании нескольких таких раздражителей ситуация ухудшается.
К основным неблагоприятным последствиям расстройства относятся:
В подростковом возрасте проблемы могут усугубиться. Ребенок может стать неуправляемым, попасть под влияние «плохой» компании, начать употреблять алкоголь или наркотики, совершать побеги из дома и т.д.
Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы, как невнимательность, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, проблемы в общении со сверстниками и родственниками, отставание в развитии, необходимо обратиться к врачу.
Состояние не является угрожающим жизни, но существенно ухудшает ее качество, а также ведет к проблемам в учебе и социальном взаимодействии.
Диагностика расстройства включает в себя:
При инструментальном обследовании в первую очередь проводится МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга. Это нужно для исключения органического поражения тканей головного мозга, недоразвития его структур, а также для выявления очагов ишемии или нарушения кровотока.
Ультразвуковое исследование сосудов шеи и головного мозга дает возможность оценить состояние кровотока и венозного оттока. В ходе исследования становится понятно, как реагируют сосуды головного мозга на задержку дыхания, повороты головы и т. д.
Если у младенца с подозрением на минимальную мозговую дисфункцию еще не зарос большой родничок, выполняется нейросонография. С помощью нее можно оценить состояние сосудов, размеры желудочков головного мозга, изучить ткани головного мозга, извилины и борозды. Благодаря этому исследованию можно узнать, есть ли у ребенка гидроцефалия (водянка головного мозга) или кровоизлияние в ткани головного мозга.
Электроэнцефалография проводится при наличии подозрений на судорожное состояние. Это исследование позволяет оценить биоэлектрическую активность мозга и выявить патологические нарушения.
Дифференциальную диагностику при заболевании проводят с черепно-мозговой травмой, инфекционными заболеваниями (например, менингитом), отравлением тяжелыми металлами, гипоксией головного мозга, детским церебральным параличом.
При получении результатов всех обследований их объединяют с данными клинической ситуации, а также анамнезом и заключениями таких врачей, как ортопед, окулист и психиатр. Полученная информация дает возможность поставить правильный диагноз, установив характер нарушения и его причину.
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Для маленького пациента составляется индивидуальная программа терапии с учетом этиологии заболевания и особенностей клинических проявлений.
В качестве основных методов лечения применяется:
Фармакотерапия направлена на улучшение активности высших мозговых психических функций и работы основных нейромедиаторов головного мозга. В зависимости от возраста и выраженности расстройства пациенту назначаются:
Коррекция с помощью педагогических и психологических методик включает в себя ограничение пребывания за электронными устройствами, соблюдение режима дня, позитивное общение родителей с ребенком (больше похвалы и поощрений).
Психотерапевтические методики применяются для коррекции задержки психического развития, социальной запущенности, а также для улучшения социальной адаптации ребенка.
В качестве вспомогательных мер используется физиотерапия – такие процедуры, как мануальная терапия, массаж, гидрокинезотерапия и т.д.
При сочетании минимальной мозговой дисфункции с гидроцефальным синдромом у пациента могут наблюдаться головные боли, проблемы со сном, повышенная возбудимость. Для избавления от этих симптомов назначают лекарственные препараты, снижающие внутричерепное давление и седативные средства.
Программа реабилитации при минимальной мозговой дисфункции включает в себя следующие мероприятия:
Основным методом профилактики минимальной мозговой дисфункции у детей является исключение всех провоцирующих факторов.
Профилактические мероприятия включают отказ от вредных привычек во время беременности, регулярное посещение врача женской консультации, прохождение необходимых исследований, своевременное лечение инфекционных заболеваний и других патологий.
Своевременная диагностика и лечение минимальной мозговой дисфункции позволит существенно улучшить качество жизни ребенка и избежать многих проблем в подростковом возрасте. При появлении первых признаков расстройства необходимо обратиться за консультацией к врачу-неврологу или психологу.
Список литературы: