Обновлено 14 июня 2024
  3175 просмотров

Термин «нарушение речи» объединяет несколько видов речевых отклонений, мешающих полноценному общению и взаимодействию с окружающими. Патологическое состояние характеризуется трудностями в воспроизведении, восприятии или понимании речи. Степень выраженности расстройства варьируется: от неправильного произношения отдельных звуков до неспособности воспринимать чужие слова. 

Предпосылки развития отклонения у детей и взрослых отличаются. У маленьких пациентов основной причиной нарушения является наследственность, родовая травма, осложнения при беременности. У взрослых спровоцировать расстройство могут онкология или инсульт. 

Что такое нарушение речи


Речевые нарушения представляют собой отклонение от нормального развития, вызванное различными факторами: врожденные дефекты, травмы головного мозга, неврологические заболевания. Эти факторы влияют на разные аспекты речи: артикуляцию, голос, плавность, ритм и понимание языка.

Для обозначения болезни используют различные определения: речевое расстройство/патология, дефект/недоразвитие речи. Ранее также использовались термины «косноязычие» или «немота», которые сейчас считаются устаревшими и неточными.

Нарушение речи в МКБ-10 классифицируется под кодами F80-F89 в разделе «Расстройства психологического развития». Кодом R47 отмечены патологии речевого аппарата, не классифицированные в другие рубрики (афазия, анартрия, дисфазия).

Заболевание оказывает значительное влияние на качество жизни человека, его образование, профессиональную деятельность и социальные отношения. Однако, с помощью своевременной диагностики, правильного лечения и логопедической коррекции, многие пациенты значительно улучшают коммуникативные навыки и преодолевают трудности, связанные с патологическим состоянием.

Симптомы нарушения речи


Клиническая картина отклонения варьируется в зависимости от типа и тяжести расстройства, индивидуальных особенностей человека. Однако, существуют некоторые общие признаки нарушения речи, указывающие на наличие проблемы:

Только опытный специалист может поставить точный диагноз после проведения тщательной оценки речевых и языковых навыков человека. Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременное начало лечения очень важны для эффективной коррекции заболевания и улучшения коммуникативных возможностей.

Причины нарушения речи


Расстройство возникает по различным причинам, которые врачи разделяют на несколько основных групп.

Врожденные факторы:

Приобретенные неврологические патологии:

Сенсорные отклонения:

Психологические и социальные причины речевых нарушений:

Другие факторы:


Этиология речевых нарушений (причины развития)  зачастую носит комплексный характер. Точное определение причины в каждом конкретном случае требует тщательной диагностики. 

Патогенез


Выделяют общие механизмы нарушения речи:


Понимание патогенеза речевых нарушений имеет важное значение при разработке терапевтических подходов и прогнозирования исхода болезни. 

Классификация и стадии нарушений речи


Стадии развития речевых нарушений у детей и взрослых варьируются в зависимости от конкретного расстройства. Однако специалисты выделяют основные:

Не все виды нарушений речи проходят через эти стадии, а течение расстройства может сильно меняться в зависимости от индивидуальных особенностей и эффективности лечения. Кроме того, некоторые заболевания имеют волнообразное течение с периодами ремиссии и обострения.

Классификация речевых нарушений:

Осложнения нарушения речи


Заболевание имеет широкий спектр последствий и осложнений, затрагивающих различные аспекты жизни человека:

Степень и спектр осложнений варьируются в зависимости от типа, тяжести и возраста начала патологии, а также от наличия сопутствующих расстройств и эффективности лечения. Ранняя диагностика, комплексная терапия и поддержка со стороны семьи значительно снижают вероятность развития тяжелых последствий и улучшают прогноз.

Когда обращаться к врачу


При нарушениях речи важно своевременно обратиться к врачу, чтобы получить правильный диагноз, определить причины расстройства и начать эффективное лечение. Среди симптомов, указывающих на необходимость консультации специалиста:

Важно подчеркнуть, что самолечение или использование народных средств при тяжелых нарушениях речи не даст никакого результата, а лишь приведет к усугублению симптомов и упущению времени для эффективной терапии. Только опытный специалист (логопед, невролог, психиатр) может провести комплексное обследование, выявить причины болезни и назначить индивидуальную схему лечения.

Диагностика нарушения речи


Для определения характера, степени тяжести и причин заболевания используются различные методы обследования:

На основании результатов комплексной диагностики специалист ставит точный диагноз, определяет первичный дефект и вторичные отклонения, разрабатывает план коррекции речевых нарушений. 

Лечение нарушения речи


План лечения зависит от типа, степени тяжести и этиологии расстройства, а также возраста, общего состояния здоровья и личностных особенностей человека. Основные направления терапии у людей с диагнозом «нарушение речи».

Логопедическая коррекция:

Медикаментозная терапия:

Психологическая коррекция:

Нейропсихологическая коррекция:

Альтернативные и дополнительные методы:

Лечение нарушений речи проходит в различных условиях в зависимости от тяжести расстройства, возраста пациента и его индивидуальных потребностей. Госпитализация требуется только при наличии серьезных психических патологий или при необходимости круглосуточного медицинского контроля за состоянием человека. В остальных случаях курс терапии проводится амбулаторно или на дому. 

Лечение расстройства — длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения, настойчивости и активного участия самого пациента и его окружения. 

Регулярность занятий, выполнение домашних заданий и соблюдение рекомендаций специалистов являются ключевыми факторами для успешной коррекции речевых отклонений. При своевременном и адекватном лечении большинство пациентов достигают значительного улучшения навыков.

Реабилитация при нарушении речи


Реабилитация направлена на восстановление или компенсацию утраченных речевых функций, предотвращение возможных осложнений и повышение качества жизни пациента. Является неотъемлемой частью лечебного процесса. 

Сроки начала и продолжительность реабилитации зависят от типа и тяжести нарушения, возраста человека, наличия сопутствующих заболеваний и индивидуальных особенностей организма. В некоторых случаях она проводится на протяжении нескольких месяцев или даже лет для достижения максимально возможного восстановления речевых функций.

Основные методы восстановительного лечения:


Профилактика и рекомендации


Профилактика направлена на предотвращение возникновения речевых расстройств или снижение риска их развития. Она должна начинаться с самого раннего возраста. 

Первичная профилактика:

Вторичная профилактика:

Третичная профилактика:

Для снижения риска развития нарушений речи врачи рекомендуют:

Профилактика нарушений речи — комплексная и многоуровневая задача, требующая участия не только специалистов, но и самого пациента, его семьи. Лишь объединив усилия, можно добиться значительного улучшения качества жизни людей, столкнувшихся с подобной проблемой.


Литература:

  1. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. 2000.-96с
  2. Белоусова М.В. Меркулова В. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции.

Поделиться