Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков

Обновлено 14 июня 2024
  483 просмотрa

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) — психоневрологическое нарушение, связанное с работой головного мозга. 

Отклонение диагностируется у 8% маленьких пациентов. 

Патология имеет гендерную предрасположенность, мальчики сталкиваются с ней чаще девочек (соотношение 3:1).

Что такое СДВГ


СДВГ у детей характеризуется стойкими проявлениями невнимательности, высокой активности и импульсивности, которые не соответствуют возрастной норме и значительно влияют на различные аспекты жизни. 

Отклонение считается детской проблемой, но на самом деле с ним сталкивается около 2,5% взрослых пациентов. 

Синдром у взрослых проявляется в том случае, если не был выявлен и скорректирован в детстве.

Суть отклонения заключается в нарушении функционирования определенных областей головного мозга, отвечающих за регуляцию внимания, контроль импульсов и управление поведением. Это приводит к трудностям в концентрации, организации деятельности, следовании инструкциям и завершении задач. Пациенты с таким диагнозом часто совершают импульсивные поступки и испытывают сложности с самоконтролем. 

Подобное поведение приводит к частым конфликтам с родственниками, друзьями, одноклассниками. На фоне синдрома высока вероятность развития иных проблем с психикой: снижение самооценки, депрессия.

СДВГ у подростков является официально признанным психическим расстройством, включенным в МКБ-10 под кодом F90.0. Точные причины возникновения синдрома до конца не изучены, но предполагается влияние генетических, нейробиологических и средовых факторов.

Чаще всего взрослые замечают признаки СДВГ у ребенка в дошкольном возрасте, но диагноз не ставят раньше 7-8 лет. Несмотря на то, что отклонение не влияет на интеллектуальные способности, оно негативно отражается на успеваемости, мешает выполнять задания учителей и придерживаться дисциплины. Гиперактивные дети не могут сконцентрироваться даже на короткий промежуток времени, быстро теряют интерес к любым видам деятельности, неадекватно оценивают ситуацию и собственные поступки. 

Симптомы СДВГ у детей и подростков


Признаки СДВГ у подростков сильно отличаются. Клиническая картина зависит от того, какой из симптомов патологии является основным: гиперактивность с импульсивностью, недостаток внимания либо их сочетание.

Для дефицита внимания у детей характерны следующие проявления:

Гиперактивность сопровождается:

Импульсивность у детей с СДВГ проявляется:

С возрастом симптоматика гиперактивности может уменьшаться, но невнимательность и импульсивность часто сохраняются. СДВГ зачастую сочетается с другими психическими патологиями: эмоциональная нестабильность, тревожность, фобии.

Симптоматика синдрома может меняться с возрастом. У дошкольников чаще преобладают признаки гиперактивности и импульсивности, тогда как у школьников и подростков на первый план выходят проблемы с невнимательностью и организацией работы.

Без своевременной диагностики и лечения дефицит внимания у детей приводит к проблемам в учебе, работе, социальной адаптации, повышает риск развития вредных привычек, асоциального поведения.

Причины СДВГ у детей


Синдром является многофакторным расстройством, его возникновение обычно связано с комбинацией различных причин:

Врачи отмечают, что определенные факторы окружающей среды повышают риск развития отклонения у генетически предрасположенных детей. К ним относятся:

Важно подчеркнуть, что, несмотря на выявление различных факторов риска, точные причины развития у конкретного ребенка зачастую остаются неизвестными. Врачи также отмечают, что синдром не является результатом плохого воспитания, недостатка дисциплины или лени.

Патогенез


Патогенез синдрома дефицита внимания у детей является сложным и многофакторным процессом, который до конца не изучен. Однако исследования позволили выявить несколько ключевых патологических механизмов, одним из которых является нарушение баланса нейромедиаторов в головном мозге, особенно дофамина и норадреналина. Они играют важную роль в регуляции внимания, импульсивности и двигательной активности. 

При синдроме наблюдается снижение активности дофаминергической и норадренергической систем в префронтальной коре и стриатуме (анатомической структуре конечного мозга), что приводит к нарушению функций исполнительного контроля, внимания и регуляции поведения.

Критическими моментами в механизме развития заболевания считаются периоды активного нейроразвития (развития центральной нервной системы), особенно в пренатальном и раннем постнатальном периодах, когда мозг наиболее уязвим к воздействию различных факторов риска. Кроме того, периоды высокой нейропластичности (свойств мозга), такие как подростковый возраст, важны для выявления течения патологии и эффективности терапевтических вмешательств.

Классификация СДВГ у детей


Классификация СДВГ у детей дошкольного возраста основывается на преобладающих симптомах и степени их выраженности. Выделяют 3 основных типа расстройства:

По степени выраженности расстройство делится на 3 типа:

Осложнения


Синдром дефицита внимания и гиперактивности не провоцирует развитие иных патологий, но приводит к серьезным социально-психологическим отклонениям. Последствия СДВГ у детей:

Взрослые с СДВГ испытывают трудности с поиском и сохранением работы. Они чаще меняют сферу деятельности, имеют более низкий доход, сталкиваются с конфликтами на работе. Расстройство также влияет на личные отношения и семейную жизнь. Импульсивность, эмоциональная лабильность и сложности с коммуникацией провоцируют ссоры и напряжение в паре.

Когда обращаться к врачу


СДВГ у детей школьного возраста сильно влияет на различные аспекты жизни. Важно вовремя распознать симптомы нарушения и обратиться за профессиональной помощью.  Особенно в следующих случаях:

Важно помнить,  что самодиагностика и самолечение СДВГ недопустимы. 

Только опытный специалист (психиатр, невролог, психолог) может поставить данный диагноз. Проведя тщательную оценку клинической картины, исследуя историю развития, собрав анамнез ( сведения о пациенте) и исключив другие возможные причины. 

Диагностика СДВГ у детей


Для постановки диагноза СДВГ у ребенка симптомы должны:

Основные методы диагностики синдрома:

Также специалист должен провести тщательную дифференциальную диагностику, чтобы исключить другие расстройства, имитирующие или сопутствующие синдрому (тревожные расстройства, депрессия, тики, нарушения сна). Это важно для определения наиболее подходящего плана лечения.

Лечение СДВГ у детей и подростков


Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности назначается и контролируется психиатром после тщательной диагностики и оценки индивидуальных потребностей ребенка. Курс терапии обычно проводится амбулаторно и включает в себя:

Лечение любой формы СДВГ у детей — длительный процесс, требующий регулярного наблюдения у специалиста, корректировки плана терапии по мере необходимости и активного участия семьи. Эффективность терапевтических мероприятий зависит от многих факторов, включая тяжесть симптомов, сопутствующие заболевания, приверженность лечению и поддержку со стороны близких. 


Реабилитация детей с СДВГ


Реабилитация проводится после постановки диагноза и начала основного лечения (медикаментозного и/или психотерапевтического), и продолжается на протяжении всего периода развития ребенка.

Реабилитационные мероприятия проводятся в различных условиях: амбулаторно (в медцентрах, клиниках, кабинетах специалистов), в домашних условиях и специализированных центрах. Реабилитационный центр «XXI век» предлагает программу восстановительного лечения для детей с СДВГ, которая включает в себя:

Врачи центра не только находят индивидуальный подход к каждому ребенку, но и оказывает психологическую поддержку родителям. Также специалисты клиники помогают взрослым сформировать адекватную реакцию на агрессивное или истеричное поведение детей в общественных местах.

Рекомендации родителям


Синдром дефицита внимания и гиперактивности является серьезным неврологическим расстройством, которое оказывает значительное влияние на поведение и развитие ребенка. 

Основные рекомендации для родителей:

Помните, что каждый ребенок уникален. И подход к поддержке детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен быть индивидуальным, с учетом их уникальных потребностей и особенностей.



Литература:


  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002.
  3. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. — СПб.: СПбГПМУ, 1998.
  4. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. — M., 1997.
  5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. — Киев: Здоровье, 1980.

Поделиться