Статья проверена, медицинская информация верна
Команда авторов медицинского
центра «XXI Век»
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей
Согласно статистическим данным Минздрава РФ, 30% детей в возрасте до 3-х лет сталкиваются с проблемами при формировании речи, аналогичные трудности возникают у 15% школьников и у каждого четвертого дошкольника.
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят 1 ребенку из 10.
Нарушение имеет гендерную предрасположенность, мальчики сталкиваются с ним в 4 раза чаще, чем девочки. Родителям необходимо понимать, что подобное отклонение не пройдет самостоятельно, ребенку требуется комплексное лечение.
Определение — что такое задержка речевого развития
Задержка речевого развития у детей (ЗРР) в логопедии — это патологическое состояние, при котором наблюдается значительное отставание в развитии речи по сравнению с нормами, соответствующими возрасту. Иными словами, дети не достигают стандартных для своих лет показателей в области понимания и использования языка, что проявляется ограниченным словарным запасом, трудностями с построением фраз и предложений, проблемами с артикуляцией и произношением.
Задержка речевого развития не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой симптом или признак, вызванный различными причинами: неврологические нарушения, генетические факторы, проблемы со слухом, аутизм, умственная отсталость или недостаточная речевая стимуляция в окружающей среде.
Код ЗРР по МКБ-10 у детей F80. Нарушение не всегда указывает на наличие серьезных проблем в развитии ребенка. У некоторых детей просто более медленный темп формирования речи, но со временем они догоняют сверстников. Однако, если задержка речевого развития сохраняется, и ребенок значительно отстает от возрастных норм, это может быть признаком серьезных проблем, требующих вмешательства специалистов. С 2-х до 3-х малышу могут диагностировать «замедленный темп речевого развития», в этом случае стоит начать занятия с логопедом.
Раннее выявление и своевременное начало коррекционной работы играют ключевую роль в преодолении расстройства. Большое значение имеет создание благоприятной речевой среды дома и в образовательных учреждениях, где ребенок получает достаточно языковой стимуляции и поддержки в развитии коммуникативных навыков.
Симптомы
Симптомы задержки темпов речевого развития варьируются в зависимости от возраста пациента и степени тяжести нарушения. Однако существуют некоторые общие признаки и проявления, указывающие на наличие расстройства:
- Дети произносят первые слова позже, чем их сверстники. Если ребенок не говорит отдельных слов к 18 месяцам, это может быть признаком расстройства.
- Ограниченный словарный запас по сравнению с другими детьми того же возраста. Использование только нескольких простых слов, трудности в освоении новых звуков/букв.
- Сложности в составлении простых фраз и предложений. Использование отдельных слов или очень коротких фраз, пропуск важных частей речи: предлогов, местоимений и союзов.
- Трудности в понимании обращенной речи. Дети не реагируют на собственное имя, не выполняют простые инструкции или не понимают вопросы.
- Нарушения артикуляции и произношения. Пациенты искажают, заменяют или пропускают звуки, что делает их речь неразборчивой и трудной для понимания.
- Использование жестов и указательных движений для выражения потребностей и желаний.
- Отсутствие интереса к общению и взаимодействию с окружающими. Дети с диагнозом ЗРР менее активны в разговорах и играх, требующих речевого общения.
- Трудности в социальном взаимодействии. Отклонение влияет на способность ребенка эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Течение расстройства отличается у разных детей. У одних — это временное явление, и постепенно они догоняют сверстников в речевом развитии. У других - задержка более устойчивая и требует длительной коррекционной работы.
Причины
Причины задержки речевого развития у детей зачастую носят комплексный характер и являются результатом взаимодействия различных факторов:
- наследственность: если отец/мать заговорили позже возрастной нормы, то у ребенка выше риск проявления задержки речи;
- неврологические нарушения: детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, травмы головного мозга или нарушения развития нервной системы;
- нарушения слуха: врожденная глухота, тугоухость;
- расстройства аутистического спектра (РАС);
- психологическая травма: сильный испуг, неблагоприятная обстановка в семье;
- заболевания в раннем возрасте: черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, гипотрофия (истощение с дефицитом массы тела);
- перинатальное повреждение мозга: внутриутробные инфекции, асфиксия (отсутствие пульса), гипоксия (кислородное голодание) во время родов;
- педагогическая запущенность: ребенком никто не занимается, не играет и не разговаривает с ним;
- интеллектуальные нарушения или задержка психического развития;
- неблагоприятные условия окружающей среды: недостаточная речевая стимуляция, ограниченное общение со взрослыми или эмоциональные проблемы (депрессия, тревожность);
- проблемы с координацией и контролем мышц, участвующих в речи (губ, языка, челюсти), из-за неврологических патологий или структурных особенностей речевого аппарата.
Недоношенные младенцы или дети с низким весом при рождении имеют повышенный риск болезни ЗРР. Это связано с незрелостью мозга и нервной системы, а также с возможными медицинскими осложнениями в неонатальном периоде.
Ребенок, растущий в многоязычной среде, иногда демонстрирует временную задержку развития по сравнению с монолингвальными сверстниками (говорящими на одном языке) из-за повышенной нагрузки на речевой центр. Однако, при адекватной языковой стимуляции и поддержке, большинство таких детей успешно осваивают все языки и догоняют ровесников.
Патогенез
Патогенез заболевания представляет собой сложный процесс, обусловленный различными факторами и механизмами:
- Нарушения в развитии и функционировании определенных областей мозга, ответственных за речевые функции. Это могут быть структурные аномалии, такие как недоразвитие или повреждение коры головного мозга, особенно в областях, связанных с речью (зона Брока и Вернике).
- Нейрохимические изменения, связанные с дисбалансом нейромедиаторов (дофамин, серотонин, глутамат), которые играют важную роль в передаче сигналов между нейронами и в регуляции речевых функций.
- При патологиях слуха или недостаточной языковой стимуляции в окружающей среде диагностируется сенсорная депривация (частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств), которая негативно влияет на развитие речевых центров мозга. Отсутствие или ограничение слуховой обратной связи затрудняет процесс освоения речи и становится причиной задержки речевого развития у детей.
- Нарушения в развитии и координации орально-моторных функций, необходимых для речи: проблемы с контролем и движениями мышц губ, языка, челюсти и мягкого нёба, участвующих в артикуляции звуков. Отклонения в сенсомоторной интеграции (процесс построения и развития смысловой структуры в потоке информации, поступающей от органов чувств) и обратной связи между мозгом и периферическими органами речи затрудняют формирование правильных речевых паттернов.
- Нарушения в когнитивных и языковых процессах, таких как восприятие речи, понимание языка, формирование понятий и символическое мышление.
Трудности в обработке и усвоении языковой информации, в установлении связей между словами и их значениями, развитии грамматических и синтаксических навыков зачастую лежат в основе патогенеза болезни.
Критические моменты в механизме развития расстройства:
- Пренатальный период: нарушения в развитии мозга и закладке речевых центров во время внутриутробного развития.
- Ранний постнатальный период (первые месяцы и годы жизни). Недостаточная языковая стимуляция, отсутствие адекватного общения со взрослыми или наличие сенсорных нарушений в этот период сильно влияют на траекторию речевого развития.
- Период интенсивного речевого развития. Между 2 и 5 годами жизни происходит активное развитие навыков, расширение словарного запаса и освоение грамматических структур. Нарушения в этот период (фонологические, языковые дефициты) требуют своевременного вмешательства.
- Период овладения письменной речью. Освоение навыков чтения и письма, которое обычно начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте, также, затруднено при наличии расстройства. Трудности в фонологической обработке, установлении связей между звуками и буквами, понимании прочитанного указывают на речевые отклонения.
Классификация
Классификация задержки речевого развития является важным инструментом для понимания различных форм и проявлений патологии.
Основные виды расстройства в зависимости от этиологии, делятся на:
- Органическое происхождение. Связано с наличием структурных или функциональных нарушений в центральной нервной системе: пороки развития мозга, перинатальные поражения, генетические синдромы или нейродегенеративные заболевания.
- Функциональную этиологию. Отклонение возникает при отсутствии явных органических нарушений и зачастую связано с психосоциальными факторами: недостаточная языковая стимуляция, эмоциональная депривация (скудное или полное отсутствие эмоциональных контактов с людьми), нарушение привязанности.
- Смешанный генез. Сочетание органических и функциональных факторов, которые взаимодействуют и влияют на речевое развитие ребенка.
Виды задержек речевого развития у детей по клиническим проявлениям:
- Экспрессивная. У ребенка наблюдаются трудности в продуцировании речи, в то время как понимание речи относительно сохранено. Пациент имеет ограниченный словарный запас, трудности в артикуляции звуков, использует упрощенные грамматические структуры.
- Рецептивная. У детей преобладают нарушения в понимании речи, даже при относительно сохраненной способности к ее воспроизведению.
- Смешанная. У пациента наблюдаются нарушения как в экспрессивной, так и в рецептивной речи. Это проявляется в ограниченном словарном запасе, трудностях в понимании речи, нарушениях грамматики и синтаксиса.
Классификация по степени задержки речевого развития:
- Первая. Речь практически полностью отсутствует.
- ЗРР 2 степени. Использование коротких и простых предложений, некорректное произношение звуков или замена их на идентичные по звучанию.
- Задержка речевого развития 3 степени. Употребление простых слов, но «проглатывание» или замена слогов местами.
- Четвертая. Невнятная речь, неправильное словообразование, нечеткая артикуляция.
Неврологи на практике часто используют следующую классификацию:
- Задержка, вызванная органическими повреждениями мозга. Сюда относится: алалия (полное или частичное отсутствие речи при нормальном слухе и интеллекте); афазия (ранее пациент разговаривал, но утратил навык из-за повреждения корковых зон мозга вследствие менингита, сотрясения); дизартрия (произношение звуков нарушено из-за повреждения ЦНС и связанной с ней речевой мускулатурой).
- Функциональные отклонения речи (заикание).
- Дефекты артикуляционного аппарата (заячья губа, волчья пасть).
- Задержка у недоношенных младенцев, ослабленных затяжной патологией и недостатком общения.
Осложнения при задержке речевого развития
Последствия задержка речевого развития затрагивают различные сферы жизни ребенка:
- сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
- трудности в инициировании и поддержании диалога, приводящие к социальной изоляции и ограничению контактов;
- снижение самооценки и уверенности в себе;
- фрустрация (“тщетное” ожидание), тревога и эмоциональный дискомфорт из-за невозможности полноценно выразить мысли и эмоции;
- нарушения в развитии когнитивных функций: внимание, память, мышление и воображение;
- трудности с усвоением новых знаний и навыков, особенно в школьном возрасте, что приводит к отставанию в учебе и снижению успеваемости;
- поведенческие нарушения: агрессия, истерики, импульсивность;
- использование неадекватных способов привлечения внимания: крик, физическая агрессия или самоповреждающее поведение;
- формирование неправильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи.
При отсутствии своевременной и адекватной помощи отклонение приводит к долгосрочным последствиям: трудности в обучении, профессиональной реализации и социальной адаптации во взрослом возрасте.
Когда обращаться к врачу
При подозрении на задержку речевого развития важно своевременно обратиться к специалистам, чтобы обеспечить раннюю диагностику и начать коррекционную работу. Существуют определенные признаки ЗРР, которые должны насторожить родителей и послужить сигналом для обращения к врачу:
- К 2-3 месяцам ребенок не начинает гулить, а к 6-8 месяцам — лепетать. Отсутствует или ограничена вокализация, однообразие звуков, нет интонационной выразительности.
- К 9-12 месяцам малыш не реагирует на имя, не понимает простые просьбы и инструкции, не показывает знакомые предметы по просьбе.
- К 12-18 месяцам ребенок не использует указательный жест, не машет «пока-пока», не кивает и не качает головой в ответ на вопросы.
- К 12-18 месяцам не появляются первые слова, а к 2 годам словарный запас не достигает 50-100 слов.
- К 2-2,5 годам малыш не начинает соединять слова в простые фразы, использовать двухсловные высказывания.
- К 3-4 годам у ребенка наблюдаются выраженные нарушения звукопроизношения, искажения и замены звуков. Монотонность речи, отклонения темпа, ритма и интонации также могут быть признаками задержки речевого развития у детей 3 лет.
- Трудности в инициировании и поддержании контакта. Ограниченность коммуникативных функций речи, сложности, возникающие при выражении потребностей и эмоций.
Важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и наличие отдельных симптомов не всегда означает задержку речевого развития. Однако, если родители замечают сочетание нескольких настораживающих признаков или выраженное отставание в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам.
Не стоит ждать, что проблема разрешится сама собой, или надеяться на самостоятельное «дозревание» речи.
Своевременное обращение к врачу позволит провести комплексную диагностику, выявить причины возникновения задержки речевого развития, начать необходимую коррекционную работу и минимизировать возможные осложнения.
Диагностика
Точный диагноз может поставить только опытный специалист в условиях клиники после проведения тщательной диагностики, которая включает в себя:
- Сбор анамнеза. Специалист (педиатр, невролог, логопед) проводит подробную беседу с родителями, чтобы получить информацию о течении беременности и родов, раннем развитии ребенка, наличии наследственных факторов и перенесенных заболеваний. Важно выяснить, когда появились первые слова, фразы, как развивалась речь, какие особенности и трудности наблюдались.
- Неврологическое обследование. Врач проводит осмотр пациента, оценивает его двигательное развитие, мышечный тонус, координацию движений, рефлексы. Для исключения органических поражений нервной системы назначают дополнительные инструментальные исследования: ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга.
- Логопедическое обследование. Специалист оценивает речевое развитие ребенка, включая понимание речи, активный и пассивный словарь, грамматический строй, звукопроизношение, фонематический слух. Для диагностики ЗРР у ребенка 3-х лет используют различные методики: наблюдение за спонтанной речью, выполнение специальных заданий и тестов, анализ речевых образцов.
- Психологическое обследование. Психотерапевт оценивает когнитивное развитие пациента, его интеллектуальные способности, память, внимание, мышление. Применяются стандартизированные психологические тесты, адаптированные для возраста ребенка: шкалы развития Бейли, тест Векслера, методики оценки невербального интеллекта.
- Аудиологическое обследование. При подозрении на нарушения слуха ребенок направляется на аудиологическое обследование, которое включает оценку слуховой функции, проведение тональной аудиометрии, импедансометрии (процедура, позволяющая определить причины тугоухости и выявить ушные заболевания в среднем ухе пациента). Своевременное выявление патологий важно для исключения их влияния на речевое развитие и подбора адекватных методов коррекции.
После постановки диагноза пациент находится под наблюдением специалистов, которые оценивают его прогресс и корректируют план терапии. Регулярные повторные обследования позволяют отслеживать динамику речевого развития, оценивать эффективность проводимых мероприятий и вносить необходимые изменения в программу коррекции.
Лечение
Методы лечения варьируются в зависимости от причин, лежащих в основе нарушения, возраста пациента и степени выраженности речевых проблем. Основные терапевтические мероприятия:
- Медикаментозная терапия. В некоторых случаях, особенно при наличии неврологических патологий, врач-невролог назначает лекарственные средства для улучшения работы нервной системы и стимуляции речевого развития. Чаще всего используются ноотропы, витамины, антиоксиданты, которые способствуют улучшению метаболизма мозга и поддержке когнитивных функций. Медикаментозная терапия назначается строго по показаниям и под контролем врача, с учетом индивидуальных особенностей пациента.
- Физиотерапия и массаж. Физиотерапевтические процедуры (электростимуляция, лазеротерапия) помогают улучшить кровообращение и стимулируют речевые зоны мозга. Массаж, особенно логопедический, назначается для нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, улучшения подвижности мышц лица и языка.
- В случаях тяжелой задержки речевого развития используются альтернативные методы коммуникации: жестовая речь, системы символов и картинок (PECS). Они позволяют ребенку выражать свои потребности и желания, развивать коммуникативные навыки, пока идет работа над развитием устной речи.
Лечение задержки речевого развития у детей проходит в различных условиях, в зависимости от тяжести нарушения и индивидуальных потребностей пациента. Большинство детей получают лечение амбулаторно, посещая занятия с логопедом, психологом, педагогом в специализированных центрах или кабинетах.
В некоторых случаях, особенно при тяжелых формах расстройства, ребенку рекомендовано посещение дневного стационара, где он получает комплексную помощь специалистов в течение нескольких часов в день. Подобный формат терапии обеспечивает интенсивную коррекционную работу с различными специалистами и создает развивающую среду для пациента. При наличии тяжелых сопутствующих заболеваний или необходимости круглосуточного наблюдения детей госпитализируют.
Реабилитация при задержке речевого развития у детей
Реабилитация направлена на восстановление и развитие речевых, коммуникативных навыков. Она начинается после постановки диагноза и разработки индивидуальной программы восстановительного лечения. Большинство детей проходят реабилитацию амбулаторно. Часть реабилитационных мероприятий, таких как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, допускается проводить в домашних условиях под руководством специалистов.
Методы восстановительного лечения:
- Логопедическая коррекция. Занятия с логопедом являются основой реабилитации при расстройстве. Специалист разрабатывает индивидуальную программу занятий, направленную на развитие речевых навыков. Используются различные методики: дидактические, сюжетно-ролевые игры, элементы арт-терапии для повышения мотивации и вовлеченности пациента в процесс терапии.
- Психолого-педагогическая коррекция. Направлена на развитие когнитивных функций: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речевым развитием. Специалисты используют техники, адаптированные для возраста ребенка: игровая терапия, сенсорная интеграция, развитие мелкой моторики, обучение навыкам самообслуживания. Важной частью психолого-педагогической коррекции является работа с родителями, их обучение эффективным стратегиям взаимодействия с детьми и создание развивающей среды в домашних условиях.
- Работа с родителями. Специалисты обучают взрослых эффективным стратегиям взаимодействия с ребенком, методам стимуляции речевого развития в домашних условиях. Родители получают рекомендации по организации развивающего пространства дома, подбору игрушек и материалов. Работа с психологом помогает им справиться с эмоциональными трудностями, связанными с наличием у ребенка речевых нарушений.
Профилактика и рекомендации
Профилактика задержки речевого развития включает в себя комплекс мер, направленных на предотвращение или снижение риска возникновения нарушений. Они применяются как на этапе планирования беременности, так и в период внутриутробного развития, а также после рождения ребенка.
Профилактические методы и рекомендации:
- Будущим родителям рекомендуется пройти медико-генетическое консультирование для выявления возможных рисков наследственных заболеваний. Женщинам следует вести здоровый образ жизни, сбалансированно питаться, избегать вредных привычек (курение, алкоголь), которые могут негативно повлиять на развитие плода.
- Регулярное наблюдение у акушера-гинеколога во время беременности для своевременного выявления и лечения возможных осложнений. Профилактика инфекционных заболеваний (TORCH-инфекции) путем вакцинации, соблюдения правил гигиены, защиты от контакта с больными. Избегание стрессовых ситуаций, эмоциональных потрясений, которые могут отрицательно сказаться на развитии плода.
- Обеспечение квалифицированной медицинской помощи во время родов для предотвращения родовых травм, гипоксии плода. Своевременное выявление и лечение неонатальных заболеваний (желтуха новорожденных, инфекции), влияющих на нервно-психическое развитие детей.
- Общение с ребенком с первых дней жизни, использование «разговорного» стиля общения, даже если малыш еще не понимает слов. Чтение книг, рассказывание сказок, пение песен способствует развитию слухового восприятия, расширению словарного запаса. Ограничение времени, проводимого ребенком перед экранами (телевизор, гаджеты), так как это затормаживает речевое развитие.
- Обеспечение детей разнообразными игрушками и материалами для развития тактильных ощущений, мелкой моторики (кубики, пирамидки, пазлы, шнуровки). Поощрение двигательной активности способствует развитию координации, ориентации в пространстве, стимулирует речь.
- Регулярное наблюдение за развитием ребенка, прохождение скрининговых обследований для своевременного выявления отклонений в речевом развитии. При наличии факторов риска (недоношенность, перинатальная патология) — консультация невролога, логопеда для ранней диагностики и начала коррекционной работы.
- Обеспечение детям чувства безопасности, любви и принятия со стороны родителей. Избегание гиперопеки, завышенных требований, которые вызывают тревожность, страхи, замедляют речевое развитие.
- Своевременное лечение острых респираторных инфекций, отитов, аденоидитов, которые приводят к снижению слуха и, как следствие, задержке формирования речи. Регулярная санация носоглотки, удаление аденоидов при их гипертрофии (увеличении) для улучшения носового дыхания и снижения риска нарушений.
- Обеспечение ребенка полноценным, богатым витаминами и минералами питанием для нормального развития нервной системы и речевых функций. Своевременное введение прикорма, обучение жеванию твердой пищи стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
- В семьях, где говорят на нескольких языках, рекомендуется на начальном этапе речевого развития ограничить его общение преимущественно одним языком, чтобы избежать «путаницы» и замедления темпов освоения речи.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и небольшие индивидуальные отклонения могут быть вариантом нормы. Однако, если у родителей возникают опасения по поводу речевого развития малыша, лучше своевременно обратиться к специалистам для оценки ситуации и получения необходимых рекомендаций.
Литература:
- Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврлологии. Т. 12, № 1, 2017. С. 56-62.
- Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 4-7.
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография. — М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. — 212 с.
- Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. Заведений. — 2-е издание, испр. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. — 384 с.
- Богомильский М. Р., Поварова М. В. Состояние слуха у детей с задержкой речевого развития // Вестник оториноларингологии, 2006. — № 4. — С. 6-8.