Задержка речевого развития (ЗРР) у детей

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 7 августа 2024
  22 минут
  6638 просмотров

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей

Согласно статистическим данным Минздрава РФ, 30% детей в возрасте до 3-х лет сталкиваются с проблемами при формировании речи, аналогичные трудности возникают у 15% школьников и у каждого четвертого дошкольника.

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят 1 ребенку из 10.

Нарушение имеет гендерную предрасположенность, мальчики сталкиваются с ним в 4 раза чаще, чем девочки. Родителям необходимо понимать, что подобное отклонение не пройдет самостоятельно, ребенку требуется комплексное лечение.

Определение — что такое задержка речевого развития

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) в логопедии — это патологическое состояние, при котором наблюдается значительное отставание в развитии речи по сравнению с нормами, соответствующими возрасту. Иными словами, дети не достигают стандартных для своих лет показателей в области понимания и использования языка, что проявляется ограниченным словарным запасом, трудностями с построением фраз и предложений, проблемами с артикуляцией и произношением.

Задержка речевого развития не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой симптом или признак, вызванный различными причинами: неврологические нарушения, генетические факторы, проблемы со слухом, аутизм, умственная отсталость или недостаточная речевая стимуляция в окружающей среде.

Код ЗРР по МКБ-10 у детей F80. Нарушение не всегда указывает на наличие серьезных проблем в развитии ребенка. У некоторых детей просто более медленный темп формирования речи, но со временем они догоняют сверстников. Однако, если задержка речевого развития сохраняется, и ребенок значительно отстает от возрастных норм, это может быть признаком серьезных проблем, требующих вмешательства специалистов. С 2-х до 3-х малышу могут диагностировать «замедленный темп речевого развития», в этом случае стоит начать занятия с логопедом.

Раннее выявление и своевременное начало коррекционной работы играют ключевую роль в преодолении расстройства. Большое значение имеет создание благоприятной речевой среды дома и в образовательных учреждениях, где ребенок получает достаточно языковой стимуляции и поддержки в развитии коммуникативных навыков.

Симптомы

Симптомы задержки темпов речевого развития варьируются в зависимости от возраста пациента и степени тяжести нарушения. Однако существуют некоторые общие признаки и проявления, указывающие на наличие расстройства:

Течение расстройства отличается у разных детей. У одних — это временное явление, и постепенно они догоняют сверстников в речевом развитии. У других - задержка более устойчивая и требует длительной коррекционной работы.

Причины

Причины задержки речевого развития у детей зачастую носят комплексный характер и являются результатом взаимодействия различных факторов:

Недоношенные младенцы или дети с низким весом при рождении имеют повышенный риск болезни ЗРР. Это связано с незрелостью мозга и нервной системы, а также с возможными медицинскими осложнениями в неонатальном периоде.

Ребенок, растущий в многоязычной среде, иногда демонстрирует временную задержку развития по сравнению с монолингвальными сверстниками (говорящими на одном языке) из-за повышенной нагрузки на речевой центр. Однако, при адекватной языковой стимуляции и поддержке, большинство таких детей успешно осваивают все языки и догоняют ровесников.

Патогенез

Патогенез заболевания представляет собой сложный процесс, обусловленный различными факторами и механизмами:

Трудности в обработке и усвоении языковой информации, в установлении связей между словами и их значениями, развитии грамматических и синтаксических навыков зачастую лежат в основе патогенеза болезни.

Критические моменты в механизме развития расстройства:

  1. Пренатальный период: нарушения в развитии мозга и закладке речевых центров во время внутриутробного развития.
  2. Ранний постнатальный период (первые месяцы и годы жизни). Недостаточная языковая стимуляция, отсутствие адекватного общения со взрослыми или наличие сенсорных нарушений в этот период сильно влияют на траекторию речевого развития.
  3. Период интенсивного речевого развития. Между 2 и 5 годами жизни происходит активное развитие навыков, расширение словарного запаса и освоение грамматических структур. Нарушения в этот период (фонологические, языковые дефициты) требуют своевременного вмешательства.
  4. Период овладения письменной речью. Освоение навыков чтения и письма, которое обычно начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте, также, затруднено при наличии расстройства. Трудности в фонологической обработке, установлении связей между звуками и буквами, понимании прочитанного указывают на речевые отклонения.

Классификация

Классификация задержки речевого развития является важным инструментом для понимания различных форм и проявлений патологии.

Основные виды расстройства в зависимости от этиологии, делятся на:

Виды задержек речевого развития у детей по клиническим проявлениям:

Классификация по степени задержки речевого развития:

Неврологи на практике часто используют следующую классификацию:

Осложнения при задержке речевого развития

Последствия задержка речевого развития затрагивают различные сферы жизни ребенка:

При отсутствии своевременной и адекватной помощи отклонение приводит к долгосрочным последствиям: трудности в обучении, профессиональной реализации и социальной адаптации во взрослом возрасте.

Когда обращаться к врачу

При подозрении на задержку речевого развития важно своевременно обратиться к специалистам, чтобы обеспечить раннюю диагностику и начать коррекционную работу. Существуют определенные признаки ЗРР, которые должны насторожить родителей и послужить сигналом для обращения к врачу:

Важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и наличие отдельных симптомов не всегда означает задержку речевого развития. Однако, если родители замечают сочетание нескольких настораживающих признаков или выраженное отставание в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам.

Не стоит ждать, что проблема разрешится сама собой, или надеяться на самостоятельное «дозревание» речи.

Своевременное обращение к врачу позволит провести комплексную диагностику, выявить причины возникновения задержки речевого развития, начать необходимую коррекционную работу и минимизировать возможные осложнения.

Диагностика

Точный диагноз может поставить только опытный специалист в условиях клиники после проведения тщательной диагностики, которая включает в себя:

После постановки диагноза пациент находится под наблюдением специалистов, которые оценивают его прогресс и корректируют план терапии. Регулярные повторные обследования позволяют отслеживать динамику речевого развития, оценивать эффективность проводимых мероприятий и вносить необходимые изменения в программу коррекции.

Лечение

Методы лечения варьируются в зависимости от причин, лежащих в основе нарушения, возраста пациента и степени выраженности речевых проблем. Основные терапевтические мероприятия:

Лечение задержки речевого развития у детей проходит в различных условиях, в зависимости от тяжести нарушения и индивидуальных потребностей пациента. Большинство детей получают лечение амбулаторно, посещая занятия с логопедом, психологом, педагогом в специализированных центрах или кабинетах.

В некоторых случаях, особенно при тяжелых формах расстройства, ребенку рекомендовано посещение дневного стационара, где он получает комплексную помощь специалистов в течение нескольких часов в день. Подобный формат терапии обеспечивает интенсивную коррекционную работу с различными специалистами и создает развивающую среду для пациента. При наличии тяжелых сопутствующих заболеваний или необходимости круглосуточного наблюдения детей госпитализируют.

Реабилитация при задержке речевого развития у детей

Реабилитация направлена на восстановление и развитие речевых, коммуникативных навыков. Она начинается после постановки диагноза и разработки индивидуальной программы восстановительного лечения. Большинство детей проходят реабилитацию амбулаторно. Часть реабилитационных мероприятий, таких как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, допускается проводить в домашних условиях под руководством специалистов.

Методы восстановительного лечения:

Профилактика и рекомендации

Профилактика задержки речевого развития включает в себя комплекс мер, направленных на предотвращение или снижение риска возникновения нарушений. Они применяются как на этапе планирования беременности, так и в период внутриутробного развития, а также после рождения ребенка.

Профилактические методы и рекомендации:

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и небольшие индивидуальные отклонения могут быть вариантом нормы. Однако, если у родителей возникают опасения по поводу речевого развития малыша, лучше своевременно обратиться к специалистам для оценки ситуации и получения необходимых рекомендаций.

Литература:

  1. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврлологии. Т. 12, № 1, 2017. С. 56-62.
  2. Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 4-7.
  3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография. — М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. — 212 с.
  4. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. Заведений. — 2-е издание, испр. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. — 384 с.
  5. Богомильский М. Р., Поварова М. В. Состояние слуха у детей с задержкой речевого развития // Вестник оториноларингологии, 2006. — № 4. — С. 6-8.

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Поздеев Андрей Александрович
Поздеев Андрей Александрович
Ортопед