Неверная обработка сенсорных сигналов головным мозгом приводит к дисфункции сенсорных систем. Сенсорная система — это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, которые перерабатывают и анализируют сигналы из окружающей среды.
Занятия по сенсомоторному развитию в рамках реабилитационной работы с детьми представляет собой двигательные и игровые упражнения.
Терапевтический комплекс включает различные воздействия на сенсорные анализаторы и упражнения на мелкую моторику, вестибулярный аппарат, а также тактильную и проприоцептивную чувствительность.
Цель программы сенсомоторного развития детей раннего возраста заключается в следующем:
На занятии применяются разнообразные сенсорные материалы для:
Коррекционно-развивающие занятия по развитию сенсомоторных умений назначаются при наличии у ребенка следующих жалоб и симптомов:
Специалист методом «сенсорных проб» ребенка и специального анкетирования для родителей (о реакциях ребенка на сенсорные стимулы) проводит диагностическое исследование всех сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой, проприоцептивной, вестибулярной.
3. Составление сенсорный профиль ребенка (какие сенсорные системы находятся в гипо- или гиперреактивности и т. п.).
4. Определение дальнейшей терапии.
5. Программа занятий.
Программа сенсомоторного развития состоит из нескольких этапов:
Метод базальной стимуляции для тактильно-проприоцептивной проработки схемы и границ собственного тела (для детей с физическими/двигательными ограничениями).
Игры с дозированными стимулами на зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный анализаторы (возможно 2–3 приема стимуляции).
Проработка проприоцептивной и вестибулярной систем с использованием подвесного оборудования (качели, балансиры), сухого бассейна, сенсорного тоннеля.