Монтессори-терапия – это методика развития ребенка, которая лежит на стыке педагогики, медицины и психологии. В центре занятия по системе Монтессори – личность ребенка, его социальное развитие и самоорганизация. Взрослый играет роль помощника в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому».
Главные задачи Монтессори-терапии – формирование правильного поведения, самостоятельности, развитие познавательных процессов. Этому способствует развивающая среда Монтессори, которая предполагает отсутствие критики, запретов, минимум вмешательств в деятельность ребенка со стороны взрослых. Ребенок руководствуется исключительно своими потребностями и интересами: самостоятельно выбирает материал для занятия, регулирует длительность работы с этим материалом.
Занятия по методике Монтессори помогают ребенку понять и определить границы свободы. Его поведение становится произвольным, он начинает управлять собой и своими потребностями, эмоциями, приобретает опыт успешности и самодостаточности, обучается социальным навыкам.
Монтессори-пространство предлагает свободу выбора.
Выбрать можно:
— материал, который лежит на открытых полках;
— время занятия: ребенок выбирает сам, когда и как долго он хотел бы с чем-то заниматься;
— места занятий: в Монтессори-пространстве можно работать за столом или на полу (на коврике).
Детские занятия Монтессори проводятся индивидуально или в малых группах. Если ребенок имеет существенные проблемы, то принцип свободы выбора в материалах может быть несколько ограничен, но все равно остается.
На занятиях учат соблюдать важные правила: класть на место игрушки, возвращать на полку прочитанную книгу, задвигать стулья. Это помогает упорядочить процесс и не превращать занятие в неконтролируемый хаос.