В организации помощи детям с ЗРР (любой степени) важными факторами являются раннее выявление нарушений, своевременное начало лечения и реабилитационных мероприятий, а также индивидуальный подбор методик восстановления.
Коррекция речевой функции считается наиболее эффективной в период ее становления, то есть в возрасте от 2 до 5 лет. Неправильное формирование речи или его отсутствие в первые годы жизни может отразиться на последующих этапах развития ребенка.
Прежде всего, речь — это коммуникация. Задержка речевого развития у детей мешает им общаться со сверстниками и адаптироваться в социуме. Кроме того, речевые навыки взаимосвязаны с нервно-психическим и когнитивным развитием. Ребенку с нарушениями речевого процесса сложнее даются многие мыслительные процессы и обучение в целом. А дефицит общения в таком случае может быть заменен иными способами взаимодействия с миром — зачастую агрессией или плачем.
Реабилитация начинается с осмотра невролога и диагностики ребенка другими специалистами. Так как существуют различные причины развития и степени задержки речевого развития (ЗРР) у детей, каждая программа разрабатывается индивидуально.
Логопедическое тейпирование
Стимуляция нервных окончаний, запуск речи, коррекция дикции и нарушения звукопроизношения
Эластичные ленты (тейпы), которые крепятся на лицо, шею и/или грудь ребенка, оказывают влияние на расположенные в коже рецепторы и нервные окончания и активно воздействуют на рефлекторные процессы и нейронные связи, регулируемые центральной нервной системой.
Логопедический массаж (зондовый и ручной)
Активизация и восстановление деятельности артикуляционных органов, улучшение качества артикуляции
Массаж языка, губ, щек скул, мягкого неба с помощью комплекса ручных техник и специальных зондов.
Занятия с логопедом-дефектологом
Запуск работы мышц, участвующих в речи, коррекция заикания, темпа речи, ритма, плавности, обучение жеванию и глотанию
Специалист применяет различные логопедические методики и массажные техники, подбирает комплекс упражнений для подготовки и разработки мышц речевого аппарата.
Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС)
Улучшение речевых и голосовых навыков, ускорение обучения головного мозга
Воздействие на головной мозг и центральную нервную систему через электрическую стимуляцию языка с помощью портативного нейромодулирующего стимулятора PoNS. Современная методика, благодаря которой можно начать выполнять самостоятельно все свои обыденные дела и жить обычной жизнью.
Биоакустическая коррекция (БАК)
Стимуляция деятельности головного мозга, активизация познавательной деятельности и коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики
Инновационный метод немедикаментозной нейротерапии, направленный на стимуляцию структур головного мозга, ответственных за развитие речи.
Занятия по коррекции развития мелкой моторики
Развитие когнитивных функций, речевой моторики, стимуляция мозговой деятельности
Комплекс простых упражнений для кистей, пальцев рук и ног, благодаря которым происходит воздействие на многие отделы головного мозга и различные системы организма (мышечная, нервная, зрительная и костная). Мелкая моторика — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Нейропсихологическая диагностика
Уточнение диагноза, выявление причин нарушений, определение коррекционных методов
В процессе исследования врач определяет, какая именно часть коры головного мозга пострадала и какие методы коррекции наиболее эффективны в процессе восстановления высших психических функций (ВПФ): памяти, внимания, восприятия, речи.
Сенсорная коррекция
Стимуляция нервной системы, формирование чувственного познание, новых ощущений и навыка восприятия
Сенсорная система — это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, которые перерабатывают и анализируют сигналы из окружающей среды. Занятия по сенсомоторному развитию в рамках реабилитационной работы с детьми представляет собой различные двигательные и игровые упражнения.
Монтессори-терапия
Развитие мелкой и общей моторики, развитие речевого внимания, речевой памяти, фонематического слуха
С помощью упражнений и видов игровой деятельности с использованием различных предметов происходит стимуляция развития всех органов чувств ребенка. Занятия помогают ему понять и определить границы свободы. Его поведение становится произвольным, он начинает управлять собой и своими потребностями, эмоциями, приобретает опыт успешности и самодостаточности, обучается социальным навыкам.
Гидрокинезотерапия
Регуляция нервной системы, восстановление речевого аппарата
Лечебная физкультура в бассейне с применением специальных реабилитационных тренажеров, игр на логику и быстроту реакции.
Программа реабилитации при задержке развития речи (ЗРР) у детей — это комплекс методик, которые подбираются персонально для каждого пациента. С ребенком работают врачи и специалисты разного профиля, которые придерживаются следующих принципов: